В новом законе о занятости нет главного - повышения пособия по безработице.
Новая редакция закона о занятости, подписанная Лукашенко, вступит в силу 23 октября, пишет «Комсомольская правда в Беларуси».
Все изменения в законе будут касаться тех, кто официально зарегистрировался в качестве безработного - то есть стал на учет в службе по труду, занятости и соцзащите (напомним, что в этом случае безработный не считается тунеядцем). Они направлены в первую очередь на борьбу с «профессиональными безработными» - теми, кто состоит на учете, но даже не пытается устроиться на работу.
Во-первых, максимальный срок регистрации в службе занятости уменьшится с 36 месяцев до 18. Во-вторых, тех, кто два месяца не показывался в службе занятости без уважительной причины, снимут с учета и в следующий раз разрешат зарегистрироваться только через год. В-третьих, тех, кто получал пособие обманным путем (например, стал на учет и втихаря подрабатывал), заставят возмещать ущерб государству. А в-четвертых, безработные обязаны будут не только регулярно наведываться в службу занятости и встречаться с подобранными там работодателями, но и искать работу самостоятельно и отчитываться о ходе поисков.
В новом законе о занятости нет главного - повышения пособия по безработице. На этом настаивали наши основные кредиторы - МВФ и Евразийский банк развития (ЕАБР). Сейчас пособие по безработице не превышает двух базовых величин (41 рубль, или 410 тысяч на старые деньги), при этом в нем могут отказать тем, кто уволился по собственному желанию или ушел по соглашению сторон. В июне Минтруда передало в правительство проект документа, в котором прописано увеличение пособия по безработице до бюджета прожиточного минимума (193 рубля 58 копеек, или 1 935 800 неденоминированных рублей). Правда, коснется это лишь тех, кто лишился работы из-за сокращения или того, что предприятие закрылось.
- Эти изменения не полностью отражают вызовы, стоящие сейчас перед рынком труда Беларуси, и не соответствуют требованиям МВФ. Сейчас, когда угроза безработицы реальна не только для тех, кто не хочет работать, необходимо было бы поднять пособия и увеличить усилия по переквалификации тех, кого сократили с их прошлых рабочих мест, - говорит Катерина Борнукова, ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC).