Дорогие визы, неэффективная реклама, жесткие условия гостиниц - Беларусь остается страной, слабо востребованной у туристов.
Дороговизна виз, проживания в гостиницах, слабый сервис… Чаще всего именно эти причины называют сами белорусы, размышляя, почему наша страна слабо востребована у туристов. А вот игроки туристической сферы считают, что проблемы в другом. О чем и рассказали во время круглого стола по MICE-туризму, который провел на днях Центр стратегического развития «Маркетинговые системы», передает bel.biz.
Проблема 1: визы
Сегодня одним из самых популярных туристических направлений является Грузия. С одной стороны, это не удивительно: прекрасная природа, архитектура, гастрономия, море и горы… Но есть еще один важный фактор. Сегодня обладатель шенгенской визы запросто может приехать в Грузию без визы. Мы же, как заметил директор одной из турфирм, ведем себя так, словно во всех своих иностранных гостях видим потенциальных террористов (при том, что они ведь спокойно могут приехать в Беларусь и без визы из Российской Федерации, с которой у нас отсутствует пограничный контроль).
Еще один пример. Кто сегодня является самой путешествующей нацией в мире? По статистике Всемирной туристской организации, это – китайцы. Они же тратят и больше всех денег во время путешествий. Так вот Россия для туристов, визиты которых организовывают туристические компании, в 2012 году ввела безвизовый режим. В итоге количество туристов-китайцев выросло почти вдвое. По данным туристической ассоциации «Мир без границ», в 2014 году их было 286 тыс. человек. А в 2015 году уже 537,4 тыс. туристов!
«Если бы сегодня – за счет отсутствия границ, территориальной близости, удобного транспортного сообщения – нам удалось перенаправить в Минск или Беларусь хотя бы 10 процентов потока туристов из России, это заметно повлияло бы на туристическую отрасль страны», – отметил Геннадий Левшин, директор компании «БеларусТурСервис».
К счастью, положительные подвижки в визовом вопросе в Беларуси все-таки произошли: госорганам удалось добиться, чтобы иностранцам, имеющим шенгенскую визу, не надо было становиться на учет в течение 72 часов. Но очевидно, что одной такой меры недостаточно. Например, по состоянию на март текущего года, Россия вела переговоры с 40 государствами об упрощении системы получения виз, в том числе с 24 странами – вовсе об отмене визовых требований.
Проблема 2: слабая или неправильная реклама самой страны
Представители турфирм были единодушны, что государство должно вести работу по продвижению страны активнее, потому что сегодня о Беларуси за ее пределами практически не знают. Присутствовавшая на встрече представитель Национального агентства по туризму признала, чтопрежде госорганы мнение специалистов на местах не спрашивали и иной раз бывало, что продвигались «непонятные дестинации и объекты». Сейчас Нацагентство привлекает туркомпании к участию в международных выставках, организует приезд представителей турбизнеса из других стран. В качестве целевых рынков, на которые планируется сделать упор в продвижении сейчас, выбрана Россия, Израиль, Китай и Франция.
Правда, последняя информация у присутствующих вызвала скепсис: «Рынки нужно как следует изучать, а не назначать страны интуитивно, – сказала руководитель компании «Вокруг света» Марина Кондрашова. – Важно выбрать правильный рынок и разработать грамотную стратегию именно для этого рынка». В качестве примера она привела Австрию, где на каждом курорте и в каждом городе есть информационные центры с маркетологами, изучающими, из каких стран приезжают туристы. Приехало больше россиян – ведется работа на российском рынке, больше немцев – упор делается на раскрутку направления в Германии.
Еще во время круглого стола прозвучала интересная информация относительно расходов на пиар страны. Итак, на продвижение Беларуси и участие в выставках государство выделяет 1,1 млрд рублей (до деноминации), что эквивалентно 50 тыс. долларов. Судя по реакции присутствующих, это – совсем немного.
Проблема 3: отсутствие поддержки со стороны отельеров
Несколько руководителей турагентств в качестве серьезной проблемы назвали отсутствие поддержки со стороны гостиниц. Здесь ситуация такая. Многие отечественные туроператоры развивают не только выездной, но и въездной туризм: продумывают интересные маршруты, логистику, организуют экскурсии, то есть формируют полноценный туристический продукт. В иных случаях тур может продолжаться 8-10 дней. Информация об этом оформляется в красочные брошюры, благодаря которым иностранцы могут узнать о достопримечательностях Беларуси. Но частные гостиницы зачастую отказываются размещать у себя подобную информационную продукцию.
Государственные гостиницы (та же «Орбита», «Турист»), напротив, разрешают размещать брошюры о турах, но лишь для своих дочерних структур, развивающих туризм, например, «Беларустурист». В государственном санатории «Юность» также можно найти информацию о турах. Но только от государственной туристической компании «Центркурорт».
Получается, что единой согласованной политики в данном вопросе сейчас нет и условия для работы частных и государственных туроператоров не равны. Хотя и гостиницы, и турфирмы работают ради общего блага – увеличения потока туристов в Беларусь.
Проблема 4: статус национального туроператора
Для популяризации туристической деятельности и демонстрации ее потенциала широкое распространение сейчас имеет такой формат как фам-трип. Еще одна его цель – налаживание деловых контактов. Например, во многих странах зарубежные агентства не могут напрямую обратиться в гостиницу и начать что-то планировать. Это осуществляется через местные DMC-компании. Белорусские операторы стараются наладить деловые контакты, тратят на это существенные финсредства, но доход получить не могут. Например, после нескольких фам-трипов россияне заинтересовались нашей страной, но работать предпочитают напрямую с гостиницами. И гостиницы в некоторых случаях дают одинаковые цены и российским операторам, и беларусским, и конечным клиентам.
А бывают и случаи откровенной дискриминации: когда цены для корпоративных клиентов белорусской туркомпании даже выше, чем у клиентов «с улицы».
При этом гостиницы не учитывают, что конечный клиент может обратиться в гостиницу всего один раз. Московский DMC-оператор – несколько раз. А вот белорусская компания с данным отелем работает постоянно и именно она часто привлекает сюда туристов с разных стран.
Подобная практика со стороны гостиниц подрывает рыночную среду. Представители турфирм считают, что гостиницы должны давать отечественным туроператорам и DMC-компаниям более выгодные цены и условия работы. Присутствующие на встрече представители гостиниц подобные обвинения отвергли, но важно, что единого подхода, закрепленного законодательно, о статусе белорусских туроператоров сейчас нет.
Проблема 5: отсутствие чартерных рейсов
Вообще отсутствие чартеров едва ли проблема. Скорее, это своего рода факт, иллюстрирующий, в какой ситуации находится отрасль. В Испанию, Турцию, Болгарию и другие курорты часто летают еще и чартерные рейсы, так как обычных не хватает. Беларусские туроператоры, понимая, что сегодня туризм – это не только заполнение гостиниц, готовы создавать и раскручивать события, на которые иностранцы летели бы чартерами. Красноречивый пример – тот же немецкий пивной фестиваль «Октоберфест». Но вопрос: кто на этом будет зарабатывать? «Если под это событие подключится Booking.com, иностранные DMC-операторы и проч. А где национальные туроператоры? – задается вопросом Оксана Бичун, руководитель туристической компании «Солвекс». – Важно договориться, возможно, разработать какую-то партнерскую программу сотрудничества между всеми участниками». Вся индустрия от этого только выиграет.
Подводя резюме: наверное, самым впечатляющим фактом из услышанного во время круглого стола стало то, что у государства до сих пор отсутствуют конкретные данные, аналитика, относительно того, кто же к нам приезжает, сколько денег оставляет, на что их тратит. То есть полноценных маркетинговых исследований не проводится. И это при том, что туристическая отрасль развивается уже не один десяток лет.
Второй интересный факт – доля туризма в ВВП страны всего 2 процента. Это очевидно мало. При этом чтобы получить миллиард долларов с нефти, надо наладить ее добычу, построить завод… А чтобы получить миллиард долларов от туристов, ничего строить не надо. Достаточно подойти к делу с умом и договориться между собой. Такие дела.