По данным Белстата, доля фермеров в производствесельхозпродукции занимает всего 2% - цифра мизерная, хотя пять лет назад она находилась почти на уровне нуля. Сельское хозяйство в Беларуси – один из самых «государственных» секторов экономики.
Как можно понять из многочисленных заявлений президента на эту тему, власти страны сомневаются в способности простых фермеров справиться с таким сложным и ответственным делом, как сельское хозяйство. «Вы хотите землю порезать и раздать этим бедолагам, которые будут лопатой её копать?» - ответил однажды Александр Лукашенко на предложение реформ на селе.
Чего добились «бедолаги с лопатами?»
Чтобы понять, оправданы ли опасения президента, сравним эффективностьчастного и государственного сектора в аграрной сфере. Цифры представлены в сборникеБелстата «Сельское хозяйство Республики Беларусь, 2016».
Обратимся в первую очередь к самому говорящему показателю – чистой прибыли. Сельхозорганизации, находящиеся в основном в собственности государства,прибыли не имеют, общийубыток по итогам прошлого года составлял 540 млрд рублей «старыми». Тогда как фермерские хозяйства сгенерировали чистую прибыль в 477 млрд рублей. Убыточные хозяйства у фермеров тоже есть, однако их доля значительно меньше, чем среди сельхозорганизаций – 12% против 35%. Рентабельность продаж у организаций стремится к нулю, тогда какрентабельность фермерских хозяйств составляет22%.
Самое низкодоходное дело в белорусском сельском хозяйстве – мясное животноводство. Данные Белстата показывают, что рентабельность реализации мяса крупного рогатого скота составляет минус 33,7%, мяса овец – минус 44,5%. Чуть лучше обстоят дела со свининой: рентабельность 2%. Выгоднее продавать молоко – здесь показатель равен 14%.
Частный бизнес на селе мясом почти не занимается, фермерство имеет выраженную овощеводческую специализацию: частники производят 15% всех овощей в стране. Причем по итогам года фермеры нарастили производство продукции, тогда как сельхозорганизации – снизили.
Государственный сектор имеет еще одну серьезную проблему– он катастрофически закредитован. Кредиторская задолженность составляет 57,3 трлн рублей, причем 30% этих долгов просрочено. Фермерские хозяйства имеют лишь 8% просроченных долгов.
Государство почти справляется
Несмотря на говорящую разницу в показателях, белорусское государство упорствует в желании заниматься сельским хозяйством самостоятельно. Власти предпочитает сохранять обширные участки земли за убыточными колхозами, нежели отдавать их в частные руки. По статистике, на долю фермерских хозяйств приходится всего 2% сельхозугодий. Успешные фермеры постоянно жалуются на невозможность получить в пользование, а тем более, купить, дополнительные участки земли для развития бизнеса.
Александр Лукашенко, посещая «образцовое» хозяйство успешного бизнесмена Владимира Адамовича, наказал сопровождающим его чиновникам «не потерять управления в сельском хозяйстве» и не спешить передавать землю фермерам.
«Не надо слушать, что нам тут говорят: «вот Лукашенко трымае усе в руках, тамушто че-то боится». Да я не боюсь частника! – возразил воображаемым белорусскоязычным оппонентам президент. – С ним проще работать, чем с председателем или директором. С ним проще работать, но надо видеть эффективность. Надо видеть безопасность государства продовольственную – когда у тебя собственность в руках, когда ты ею управляешь. Ну разве частники вытянули бы село десять лет назад, когда мы программу создавали? Вот были бы островки такие [кивает на поле позади себя]. И то, были бы ли? Поэтому не торопись», -- сказал президент в эфире телеканала ОНТ.
Александр Лукашенко назвал фермеров «подушкой безопасности» для государственного сектора. Государство не справляется буквально с 15% работы в сельском хозяйстве – именно в таком масштабе президент готов задействовать частников.«Не можем мы сегодня четверть, и не четверть даже, а где-то 15 процентов вытянуть государством – у нас есть 3 тысячи фермеров хороших, которые себя зарекомендовали. Хотят – отдайте им лучше», - сказал глава государства.
Информация по делу
В нынешнем году правительство приняло пятилетнюю госпрограмму развития аграрногобизнеса. Несмотря на обнадеживающее название, лишь один из 11 разделов (подпрограмм) данного документа посвящен развитию частного сектора в сельском хозяйстве.
Предполагается, что реализация подпрограммы, посвященной фермерскому хозяйству, позволит к концу 2020 года увеличить объемы производства продукции в частных хозяйствах в 2,8 раза и довести ее удельный вес до 4,5% в общем объеме сельхозпродукции.