В июле в Беларуси резко упал спрос на иностранную валюту на всех сегментах валютного рынка: белорусские субъекты хозяйствования сократили валовую покупку до минимума с февраля, а население – аж до месячного минимума за 5 последних лет. Продавали же они валюту в обычных объемах. В результате чистая продажа валюты выросла до рекордной величины.
То есть улучшение ситуации на валютном рынке, благодаря чему белорусский Br-рубль в июле был стабилен как никогда, произошло за счет снижения спроса на валюту при сохраненном объеме предложения, особенно в секторе физических лиц. И все это - на фоне чистого оттока как инвалютных, так и Br-рублевых срочных вкладов, и падения объема новых срочных депозитов. Из-за чего можно сделать вывод об отсутствии у людей «лишних» денег, которые бы пополняли сбережения – как банковские, так и наличные в иностранной валюте.
Раньше падение спроса на валюту сопровождалось, как правило, приростом остатков на срочных Br-рублевых вкладах в условиях долларовой суперприбыльности таких депозитов (доллары не нужны – выгодно держать Br-рубли на срочном вкладе), а снижение остатков – увеличением спроса на валюту из-за девальвационных ожиданий (доллары нужны – для сохранения $-эквивалента сбережений при девальвации Br-рубля).
Сейчас же спрос на валюту падает вместе с чистым оттоком вкладов: снятые с депозитов Br-рубли идут не на покупку валюты, а не поддержание привычного уровня жизни в сегодняшних условиях падения реальных доходов. А пополнения валютных вкладов тем более не будет, раз покупка валюты сократилась.
Но, так или иначе, а июль 2016-го стал месяцем одного из наилучших итогов валютного рынка: его плюсовое сальдо вошло в тройку наибольших за множество лет. Частично это есть компенсационный результат после необоснованно резкого ухудшения ситуации в прошлом месяце, когда перед деноминацией спрос на валюту вырос, особенно у населения, из-за чего Br-рублей, запланированных на обмен, стало намного меньше.
За период с начала года сальдо валютного рынка положительное: предложение (продажа валюты) превысило спрос (покупка валюты) на всех сегментах (субъектов хозяйствования резидентов, нерезидентов и физических лиц) на $1,146 млрд, и лучший, чем этот, результат был лишь в 2012-м. В прошлом году за такой же период было также чистое предложение, но меньшее, $1,071 млрд.
Помесячная статистика
Объем валовой продажи иностранной валюты на рынке 4-й месяц находится на одном уровне - чуть более $2 млрд (в июле - $2,060 млрд). Субъеты хозяйствования - резиденты формируют 2/3 предложения валюты.
Среднемесячный объем продажи валюты в 2015-ом - $2,154 млрд, в 2014-ом - $2,736 млрд, в 2013-ом - $2,947 млрд, в 2012-ом - $2,635 млрд. Рекордное значение месячной продажи - $3,586 млрд и $3,516 млрд (в апреле и марте 2013-го соотв.). Минимум предложения валюты последних 7-и лет - $1,509 млрд (январь 2016-го).
Покупка же валюты, то есть спрос на нее, резко сократилась после 2-х месяцев прироста, и объем отчетного месяца ($1,632 млрд) стал минимальным с февраля. Особенно заметно падение спроса на валюту со стороны физлиц: если в мае доля населения в спросе на валюту составляла более 25%, а в июне 30%, то в июле - 23,8%.
Среднемесячный объем покупки иностранной валюты на всех сегментах рынка в 2015-м - $2,158 млрд, в 2014-м - $2,871 млрд, в 2013-м - $3,184 млрд, 2012-м - $2,633 млрд. Максимальные суммы удовлетворенного спроса на валюту в месяц: $4,283 млрд (в декабре 2010-го), $3,746 млрд (в июле 2013-го), $3,710 млрд (в декабре 2014-го) - это периоды с паническим бегством из Br-рубля.
Меньший, чем в 2012-15 гг., объем торговли валютой произошел из-за падения общих номинальных доходов населения в долларовом эквиваленте (из-за девальвации Br-рубля) и выручки и потребности предприятий (из-за долларовой дефляции цен во внешней торговле, особенно по нефти и нефтепродуктов).
Но при этом следует отметить, что с ноября 2014-го изменена методика отчетности в секторе нерезидентов, и операции, совершаемые в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе, порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, теперь не учитываются. В результате чего ежемесячные обороты валютного рынка в этом секторе стали меньше в последующих отчетах на несколько десятков миллионов долларов. Кроме того, улучшилось сальдо: раньше у нерезидентов спрос на валюту с их стороны был заметно выше предложения, сейчас же - наоборот, в этом сегменте валютного рынка ежемесячно отмечается небольшое превышение продажи валюты над ее покупкой.
Резкое сокращение валового спроса на валюту при сохраненном предложении ее привели к сильнейшему росту в июне чистой продажи валюты - с $32 млн в июне до $428 млн в отчетном месяце: увеличение чистого предложения валюты - 13-кратное. Объем чистой продажи иностранной валюты в июле стал, пока что, максимальным в этом году.
Июльский результат стал наилучшим в текущем году и в секторе валютного рынка субъектов хозяйствования – резидентов и в секторе физических лиц. Население в этом месяце создало почти 60% чистого предложения валюты.
Сегодняшняя, в последние месяцы, ситуация на валютном рынке, в целом, одна из лучших за многолетний период, сравнима с посткризисным восстановительным периодом 2012-го, а сальдо отчетного июля 2016-го (+$428 млн) вошло в 3-ку наибольших объемов чистой продажи валюты за месяц (еще было $+435 млн в апреле 2012-го и $+426 млн в апреле 2015-го).
В прошлом году в такое же время было 6 подряд «плюсовых» месяцев (с февраля по июль) с общей суммой чистой продажи в $1,150 млрд. Сейчас – тоже уже 6 месяцев, но с совокупной чистой продажей $1,493 млрд.
Субъекты хозяйствования - резиденты
Оборот валютного рынка субъектов хозяйствования определяется, в первую очередь, объемом внешней торговли (в денежном выражении, в $-долларах), где наибольшее значение имеет нефтяной сектор - импорт нефти и экспорт нефтепродуктов.
С 2011-го года действует белорусско-российское соглашение в нефтяной сфере, по которому нефть из России поступает в Беларусь по внутрироссийской цене (в 2011-14 гг - с уплатой пошлины в бюджет РФ при экспорте нефтепродуктов из Беларуси за пределы ТС, с 2015-го - без уплаты пошлины), которая до недавнего времени была вдвое дешевле мировой, что заметно улучшило внешнеторговый баланс Беларуси.
Но из-за падения долларовых цен экспорта, особенно на нефтепродукты, приток инвалюты в Беларусь сильно уменьшился, что негативно сказалось на объемах ее предложения от субъектов хозяйствования-резидентов: если в 2012-14 гг, до падения цен на нефть, ежемесячные объемы продаж инвалюты здесь были в среднем за эти 3 года $1,90 млрд, то в 2015-ом - $1,53 млрд, а сейчас - еще меньше (средняя продажа за январь-июль - $1,25 млрд). Хотя в последнее время они близки к объемам июля-ноября 2015-го (ок. $1,4 млрд в месяц): валовая продажа валюты в июле - $1,374 млрд.
Спрос на валюту со стороны субъектов хозяйствования в этом году также сократился: с среднемесячных $1,8-2,0 млрд в 2012-14 гг. и $1,50 млрд в 2015-м до теперешних $1,27 млрд в среднем за месяц (в отчетном июле - $1,233 млрд). Исторически рекордная валовая покупка валюты отечественными субъектами экономики была зафиксирована в декабре 2010-го - $2,911 млрд.
Указанный выше порядок белорусско-российской торговли нефтью и нефтепродуктов, благодаря чему нефть, а также газ (по соглашению с Газпромом после продажи ему Белтрансгаза), в Беларусь пошли из России по цене, существенно ниже мировой, привели к кардинальному улучшению сальдо валютного рынка в секторе предприятий после 2010-го года (в 2011-ом - еще и благодаря девальвации того года).
В 2008-10 годах сальдо покупки/продажи валюты отечественными субъектами хозяйствования стало сильно отрицательным (значительный чистый спрос на валюту) после периода небольшого положительного сальдо (чистое предложение валюты) по конец 2007-го, что связано с ростом цен импорта газа и нефти из России (это приводило к известным белорусско-российским газовым и нефтяным, и прочим “войнам”).
Физические лица
Белорусы традиционно чутко реагируют на такие финансово-экономические факторы, которые могут привести к существенным изменениям (потерям или приобретениям) их сбережений, и в короткий срок могут вывести на рынок или, что чаще, с рынка большие объемы иностранной валюты. Зачастую это приводит к дефициту иностранной валюты (вплоть до ее полного исчезновения), а иногда бывает, что и к нехватке Br-рублей в кассах обменных пунктов.
На динамику валютного рынка физлиц влияют и экономические факторы (уровень реальных доходов, размер денежных доходов в долларовом эквиваленте в Беларуси, а также в России, где работает много белорусских “гастарбайтеров”) и психологические (среди которых главные - девальвационные (а также ревальвационные) ожидания) и факторы целесообразности (переток с Br-вкладов в валютные и наоборот - в зависимости от их выгодности).
Среднемесячный объем продажи валюты населением в 2013-м - $691 млн, в 2014-м - $798 млн, в 2015-м - $608 млн. После падения объема валовой продажи валюты населением в конце 2015-го - начале 2016-го до $570 млн в среднем за месяц, предложение валюты от физлиц начало расти, и к маю вышло на уровень 1-й части 2015-го (май и июнь 2016-го – более $680 млн). Хотя в отчетном июле немного припало - до $642 млн.
Одна из причин небольшого повышения предложения валюты населением в последние месяцы, при том, что снижаются остатки срочных вкладов физлиц и в национальной и иностранной валютах - это падение реальных доходов граждан, вынуждающее их использовать для поддержания привычного уровня жизни ранее накопленные сбережения, которые, как правило, хранятся в иностранной валюте.
Раньше, особенно в период 2012-14 гг., рост объемов продажи валюты населением был во многом связан с ростом популярности Br-рублевых срочных депозитов, где вкладчики имели сверхдоходы (десятки процентов годовых в $-эквиваленте через начисленные банком премии), куда и перетекали наличные валютные сбережения. Рекордное предложение валюты от населения за месяц было как раз в 2014-ом - под $900 млн.
Доля сектора физических лиц в общем объеме продажи валюты (предложения) в июле – 31,2% (в июне было 33,1%,в мае - 33,0%, в апреле - 30,5%, в марте - 32,5%, феврале - 31,5%, январе - 29,2%).
В целом, объем помесячного предложения валюты со стороны населения, как видно на диаграмме, довольно стабилен: с 2008-го года он колеблется в нешироком диапазоне, не подвержен очень резким колебаниям (падение в 2011-ом - результат административного вмешательства в курсообразование на легальном валютном рынке, из-за чего валюта перетекла на “черный” рынок, где ее курс был значительно выше).
Чего не скажешь в отношении динамики спроса на валюту, где часты очень большие колебания объемов в девальвационные периоды, свыше $1 млрд в месяц. В прошлом году среднее значение валовой покупки валюты населением за месяц - почти $600 млн.
В июне покупка населением валюты резко выросла, до $613 млн, до максимума, пока еще, этого года, и даже выше среднего значения 2015-го. Связано это, скорей всего, было с деноминацией Br-рубля от 1 июля. Иных причин не было, судя по тому, что после деноминации, в отчетном июле, покупка валюты физлицами резко упала – до $389 млн.
Июльское значение спроса на валюту со стороны населения - рекордно низкая месячная величина валовой покупки за период с середины 2012-го, то есть за 4 года.
Рекордно же высокие суммы месячной покупки валюты физлицами были следующие: в декабре 2014-го - $1,529 млрд - абсолютный рекорд, в июле 2013-го - $1,307 млрд, в декабре 2013-го - $1,225 млрд, в декабре 2008-го - $1,225 млрд, в марте 2011-го - $1,191 млрд, в декабре 2010-го - $1,174 млрд.
Доля сектора физических лиц в общем объеме покупки валюты (спроса) в июле сократился до минимума за 1,5 года – до 23,8% (в июне было 30,2%,в мае – 25,2%, в апреле – 24,9%, в марте – 25,9%, феврале – 26,9%, январе – 33,9%).
Оборот валютного рынка в секторе физических лиц сегодня меньше, чем в 2015-ом. Причина - снижение доходов в $-эквиваленте после неоднократных девальваций и падение реальных доходов из-за экономического кризиса.
Тем не менее, сальдо валютного рынка физических лиц Беларуси последнего времени - лучшее с весны 2012-го. И в прошлом году, также после девальвации, было несколько месяцев в начале года с чистой продажей валюты этом секторе валютного рынка.
Плюсовое сальдо валютного рынка физических лиц (чистая продажа валюты населением) в июле ($+252 млн) стало 3-м по величине за многолетний период (больше было лишь в сентябре 2011-го - $+256 млн, и в марте 2015-го - $+255 млн).
Но рекордные «минусы» (чистая покупка валюты населением) были и чаще и намного больше по значению: исторический максимум месячного чистого спроса от белорусов – был зафиксирован в декабре 2014-го ($-902 млн); в декабре 2008-го - $-710 млн, в июле 2013-го (валютно-финансовый миникризис того года) - $-622 млн.
Статистика за период с начала года
Большое положительное сальдо валютного рынка (чистая продажа валюты) в июле позволило заметно улучшить итог за период с начала года.
За январь-июль 2016-го на валютном рынке Беларуси продано иностранной валюты на $13,539 млрд. Субъекты хозяйствования - резиденты Беларуси сформировали 65,7% валового предложения, население - 31,6%, нерезиденты, по новым правилам учета, 2,7%.
Совокупный удовлетворенный спрос на иностранную валюту в январе-июле составил $12,394 млрд. В валовом спросе доля субъектов хозяйствования - резидентов выше, чем в валовой покупке, а именно 71,8%, когда как физических лиц – 27,4%, нерезидентов - 0,8%.
Если по валовому обороту (продажа + покупка) большее значение имеет сегмент субъектов хозяйствования - резидентов, то созданное плюсовое сальдо (чистое предложение валюты) за эти 7 месяцев - заслуга физлиц. А субъекты экономики - резиденты, наоборот, пока еще, купили за отчетный период валюты больше, чем продали.
Объем валовой продажи инвалюты белорусскими субъектами хозяйствования и населением (то есть без учета нерезидентов - для корректности сравнения) в январе-июле 2016-го - минимальный за последние 5 лет. Лучшие годы - период 2012-2014, с самыми большими объемами предложения иностранной валюты.
Валовая за январь-июль 2016-го покупка валюты (спрос на нее) белорусскими субъектами экономики и физическими лицами - минимальная за последние 9 лет. Самый большой объем покупки валюты за первые 7 месяцев года был в 2014-ом.
Сальдо валютного рынка за январь-июль 2016-го - одно из лучших в последнее 10-летие: без учета “плюса” у нерезидентов получилось чистое предложение величиной $884 млн, что лишь на 2,1% меньше, чем было в январе-июле год назад.
Статистика годовая - за период 12 месяцев
За последние 12 месяцев отечественными субъектами хозяйствования и населением Беларуси (т.е. без учета нерезидентов для корректности сопоставлений, из-за изменения методологии учета в этом секторе) продано валюты на $23,37 млрд, куплено - на $23,66 млрд. Оборот - $47,02 млрд.
Падение объемов длится 21 месяц подряд. Максимальный был в 2014-ом (оборот - $66,2 млрд). Минимумы месячного объема валютного рынка: в мировой кризис 2009-го - около $42 млрд, и в белорусский валютно-финансовый кризис 2011-го - чуть более $43 млрд (все - без учета сектора нерезидентов).
Минусовое сальдо за отчетный 12-месячный период составило $0,294 млрд. Наибольшие «минусы» годового сальдо были: в 2014-ом - $-3,07 млрд, в конце 2010-го - $-6,82 млрд, в середине 2009-го - $-5,19 млрд. Единственные плюсовые периоды - в 2012-ом (годовой максимум - $+1,66 млрд).
Минусовой период в годовом формате длится 38 месяцев: в последний раз плюсовое значение годового сальдо валютного рынка (без учета нерезидентов) было в мае 2013-го года (это было окончание 17-месячного плюсового периода 2012-13 гг. после 46-месячного минусового в 2008-11 гг). При сохранении тенденции уменьшения минусового годового сальдо через несколько месяцев сальдо может выйти «в плюс».
В следующем месяце ожидается небольшой рост спроса на валюту до среднемесячных значений последнего времени, но, скорей всего, лишь за счет сектора физических лиц. А вот субъекты хозяйствования – резиденты могут несколько уменьшить покупку валюты в наступивший период удешевления нефти. По этой же причине (падение цен на нефтепродукты) сократится и предложение валюты: уменьшится выручка от экспорта.
А сегодняшний объем рублевой денежной массы М2 (Br9,244 млрд на начало июля), долларовый эквивалент которой $4,62 млрд, при том, что ЗВР $4,63 млрд (на конец июля, после полученного 2-го транша финансового кредита Евразийского фонда стабилизации и развития в сумме $300 млн), слишком мал для резкого усиления давления на валютном рынке.