Проблемы белорусского спорта связаны с чиновниками, которые занимают непрофильные для себя должности в федерациях.
Об этом в интервью charter97.org рассказал чемпион Олимпийских Игр 2008 года по тяжелой атлетике Андрей Арямнов.
– Следите ли вы за выступлениями белорусов на Олимпиаде в Рио?
– По возможности стараюсь смотреть соревнования с участием наших спортсменов.
– Идет четвертый день Игр, а у нас пока что в копилке нет ни одной медали. Даже у Косово уже имеется «золото».
– Это, как говорится, что посеяли, то и пожали. Есть житейское правило: сапожники должны заниматься сапогами, а пожарники должны тушить пожары. А когда начинают это мешать, тогда получаются такие итоги.
Я часто говорю свое мнение, но оно, получается, никому не нужно. Спортсмены должны заниматься спортом, а у нас все вперемешку. Обучение у нас получается не очень хорошее в спортивном плане. Знаний много, но никто не знает, как ими пользоваться и применять их на практике. Нужны хорошие руководители, а сейчас… Вот я не знаю, как такое может быть: вот я, например, олимпийский чемпион, а работаю на полставки в детской спортивной школе. Не помогаю сделать спортсменам последний шаг для серьезных медалей, а тружусь в школе. И каждый занимается непонятно чем. Кумовство какое–то: везде брат, сын, друг, сват….
Но я не думаю, что мы останемся без медалей, могу предположить, что эта Олимпиада для нас будет одной из самых слабых. В принципе, еще третий день идет. Надеюсь, мы еще что–нибудь выиграем.
– За олимпийское «золото» белорусам заплатят 150 тысяч долларов. Достойная сумма?
– Это средняя оплата труда. Понимаете, один раз получил, а дальше что? Лучше бы они делали пожизненные стипендии, чтобы люди потом не пропадали. Чтобы не нуждались хотя бы в самых простых вещах, если надумают идти работать в спортивную школу на полставки.
У нас такая вроде грамотная страна, а для нормальных спортсменов работы нет. Совсем непонятно, кто и где работает. У олимпийского чемпиона, который нормально «шарит», нет работы. Смысл тогда вообще завоевывать медали, если они, в конечном итоге, оказываются бессмысленными? Лучше уже уехать на работу в другую страну, заработать и жить припеваючи. Я один раз получил – и больше ничего не могу заработать. Квартиру дали один раз на Олимпиаде и отряхнули руки. Денег чуть–чуть дали еще и гуляй, Вася!
Получается, народ уважает спортсменов, а государство их не ценит. Да, для народа мы герои, а для государства… Ну был, ну и что?
Вот была у нас «Белая Молния» (Олимпийская чемпионка Афин-2004 Юлия Нестеренко – прим. charter97.org). И что с ней случилось? Она показала невероятный результат, а они взяли и плюнули человеку в душу своим отношением… И у меня примерно такая же ситуация.
– То есть жизнь у олимпийских чемпионов не такая сладкая, как принято у нас считать?
– Конечно. Когда я становился чемпионом, я не думал ни о квартирах, ни о деньгах. Я ехал выиграть олимпийское «золото», доказать себе, показать миру, на что способен, поднять белорусский флаг, чтобы все нас знали и уважали. Ехал, чтобы установить рекорды, чтобы у людей, называя цифры, дрожал голос. Я это делал для себя, а не для власти. А сейчас случайные люди, которые не очень приложились к спорту, получают по две, три, четыре президентских стипендии.
На моей олимпийской медали столько людей «нагрелось»… Все получили какие–то звания, регалии, кто–то получил новые рабочие должности, а спортсмен остался у разбитого корыта. Все зарабатывают, кроме спортсменов. Лучше пусть спортсмены зарабатывают, чем те люди.
Вот я сейчас работаю в школе. Как мне тренировать детей? Они уже не говорят: «Во, олимпийский чемпион!» Лучше, говорят, будем «блатовать» или в компьютер играть. А штангу поднимать – «навошта ім гэта трэба?».
У нас, рожденных в 90–е, еще были какие–то моральные качества, гордость, а сейчас молодежь нерезонная. Еще и руководство такое: нет профессионального развития в сфере детско–юношеского спорта. Короче, все идет ко дну. Если раньше мы еще пользовались каким–то эхом Советского Союза, то сейчас мы с каждым годом все сильнее и сильнее садимся на задницу. Люди из года в год занимают свои места и ничего не делают. Спортсмены никак не привязаны к работе в своей сфере.
Рекламируют у нас тех, кто, можно сказать, не живет в Беларуси. А об остальных кто–нибудь что–нибудь слышал? Я в своем время еще как–то был на слуху из–за своих взглядов на жизнь, претензий, так меня еще более–менее слышно. А где еще кого слышно? Возьмем, к примеру, теннис. Деньги они получают небелорусские, в биатлоне тоже основной заработок небелорусский, а они этим хвастаются: у нас есть теннис, биатлон… Но никто ведь пальцем о палец не ударил, чтобы помочь этим спортсменам. А те деньги, что они получают в Беларуси, уходят на благотворительность, потому что это слезы.
Почему они не хвалят спортсменов, которые живут в Беларуси, в своих городах? Вот взять, примеру, наш борисовский БАТЭ. Кто из них борисовчанин? Тратим деньги и ничего в своих не вкладываем. Какая–то полукоррупция идет.
Честному человеку тяжело выжить в нашей стране. Повторюсь, каждый должен заниматься своим делом. Человек, который не болеет спортом, не будет его поднимать. Я не думаю, что если поставить нормального спортсмена, то он развалит спорт. Да он душу порвет за спорт! А когда назначают в руководство федераций случайных людей, то и надеяться ни на что не приходится.
Знаете какой анекдот у нас ходит? «В Олимпийский центр приезжает проверка – проверка пожарный сигнализации» (министр спорта и туризма Беларуси Александр Шамко - бывший пожарный и замглавы МЧС - прим. charter97.org.) Это не я его придумал.
– Что пожелаете нашим спортсменам в Рио?
– Нашим спортсменам желаю, чтобы они не падали духом, чтобы они выступали не за руководство, а за нашу белорусскую землю. Чтобы все в мире узнали о нашей стране, чтобы гордо несли наш флаг. Мы – молодая страна, все должно поменяться. Страна, как говорится, переходного возраста, 20 с лишним лет. Желаю нашим спортсменам удачи несмотря ни на что. Мы те, кто будет выстраивать государство дальше.