Политика умиротворения агрессора обанкротилась 8 августа 2008 года.
Об этом 8 августа в восьмую годовщину российской оккупации Южной Осетии на своей странице в «Фейсбуке» написал президент Украины Петр Порошенко.
«Суровые испытания усилили ощущение дружбы и солидарности между украинским и грузинским народами. Мы, как никто другой, искренне и последовательно поддерживаем восстановление территориальной целостности Грузии. И ясно, что никогда не признаем российских марионеточных режимов в Абхазии и Южной Осетии. То, что восемь лет назад видели только самые прозорливые, сегодня очевидно всем: нападение России на Грузию было прологом российской войны против Украины», – отметил президент Украины Петр Порошенко.
Он заявил о том, что «политика умиротворения агрессора обанкротилась еще в 2008 году».
«Более того, она только разожгла аппетиты Кремля. Тогда совместными усилиями трансатлантическое сообщество еще могло локализовать хищного медведя в его берлоге. Это был поучительный урок истории, вовремя не усвоенный. Украина сегодня мужественно держит оборону на восточной границе Европы. Слава Грузии и слава Украине!» – подчеркнул Петр Порошенко.
Оккупация регионов Грузии, автономной республики Крым и города Севастополь, а также продолжающаяся российская агрессия в Донбассе свидетельствуют о том, что Россия продолжает грубо нарушать Устав ООН, международное право и свои международные обязательства и представляет угрозу миру и безопасности на всем евроатлантическом пространстве. Об этом говорится в заявлении украинского внешнеполитического ведомства по случаю 8 годовщины российской агрессии против Грузии.
«Украина подтверждает уважение государственного суверенитета и территориальной целостности Грузии в пределах ее международно -признанных границ и призывает международное сообщество консолидировать усилия и усилить давление на Россию до полного прекращения агрессии против государств-соседей», – подчеркивается в сообщении украинского МИДа.
Саакашвили – о помощи Украины в 2008
Одной из главных причин, почему Грузия сохранила государственность во время российского вторжения в 2008 году, было украинское вооружение. Об этом во время пресс-конференции 8 августа заявил бывший президент Грузии, губернатор Одесской области Михаил Саакашвили.
«Основная причина, почему мы спаслись, – помощь Украины. Почему? Потому что в Украине мы готовили своих военных специалистов, Украина нам дала ПВО, которое было абсолютно критическим в первые дни вторжения. Они (россияне, – ред.) не смогли получить преимущество в первые дни. Украина нам дала системы «Бук» и «Оса», а также несколько боекомплектов каждой системы. Благодаря этим системам мы сбили 12 российских бомбардировщиков», – сказал Михаил Саакашвили.
Грузия и Украина: параллели между 2008 и 2014 годами
Директор Центра социально-экономических исследований «Диаматик» Юрий Гребенчук, считает, что с момента развала СССР, Россия никогда не отказывалась от агрессивной политики против стран-соседей.
«У России колоссальный опыт по созданию приграничных кризисных ситуаций. Вспомните, что сначала они сделали в Нагорном Карабахе и до сих пор – как только Баку ведет себя независимо от политики Кремля, там сразу идет активизация боевых действий в этом конфликте. Далее – провоцирование и создание конфликтов в Абхазии, Приднестровье и Южной Осетии», – говорит Юрий Гребенчук корреспонденту «Голоса Америки».
В дни российской агрессии и оккупации Южной Осетии, по словам Юрия Гребенчука, в официальном Киеве никто не мог представить похожего сценария для Украины. Ответственность за последствия случившейся в 2014 году агрессии России против Украины, эксперт возлагает на бывшего президента Виктора Януковича.
«Это потом после 2008, после Виктора Ющенко, к власти пришел президент Янукович. Возможно, на тот момент и следовало бы стратегически относиться к действиям Москвы, и сделать для себя какие-то выводы, но это было невозможно. О Януковиче говорят, что он был прямым агентом Кремля. И если называть вещи своими именами, то к моменту агрессии России против Украины, украинская армия была полностью развалена, в руководстве Службы безопасности находились граждане России. При таких обстоятельствах можно смело говорить о том, что Украину готовили к сдаче России», – подчеркивает Юрий Гребенчук.
По мнению Юрия Гребенчука, российская внешняя политика непредсказуема и на нее не влияют нормы международного права.
«В Кремле никогда не скрывали своего пренебрежения государственностью Украины, тоже самое сейчас говорят о Казахстане. В Европе не очень задумываются над этим, хотя следовало бы, например, настороженно относиться к провокациям со стороны России против прибалтийских стран НАТО», – утверждает Юрий Гребенчук.
Юрий Гребенчук считает, что западные страны должны придерживаться политики экономического давления и санкций против Кремля. В качестве действенного «рычага давления» на агрессивную политику официальной Москвы, Юрий Гребенчук называет глобальное снижение цен на нефть и на другие экспортируемые из России природные ресурсы.
На вопрос о том, «могла ли Украина, учитывая события в Грузии 2008 года, извлечь уроки и быть подготовленной к российской агрессии 2014 года», политолог Сергей Безруков отвечает, что «могла».
«Украина имела все шансы сохранить территориальную целостность в 2014 году, но не сделала должных выводов, в том числе, и из «грузинского конфликта» и практически не препятствовала ползучей оккупации своих территорий.
Теоретически возможность военного конфликта между Украиной и Россией возникла, начиная с 2003 года во время конфликта за остров Тузла. Ведомственные аналитические службы в Украине просто обязаны были просчитывать все возможные сценарии развития взаимоотношений между Украиной и Россией», – считает Сергей Безруков.
Сергей Безруков также говорит о бездействии украинских спецслужб к моменту агрессии России против Украины в 2014 году.
«Ни для кого не секрет, что Крым и Донбасс полностью находился в информационном поле России, и элементарных мероприятий со стороны украинской власти в сфере информационной политики было бы достаточно для снижения влияния «северного соседа». Но провалы Украины в информационной политике – ничто по сравнению с бездействием спецслужб, которые в упор не замечали деятельность откровенно антиукраинских организаций и публичных лиц», – отмечает Сергей Безруков.
Он считает, что информационное влияние – это один из инструментов, которым российские пропагандисты готовили почву для военной интервенции против Грузии в 2008 и против Украины в 2014 годах.
«Чего стоит только «Русское единство» Аксенова в Крыму! Напомню: на выборах в украинские местные органы власти в 2010 году эта партия набрала всего 1,2 % голосов избирателей, но это не помешало Аксенову стать лидером общественного мнения. Подобные сценарии запускались и в Грузии, но, к сожалению, грузинский опыт не был использован украинской властью в полной мере», – утверждает Сергей Безруков.