В финансовых потоках внутри страны участвуют несколько агентов: предприятия, население, правительство, банки и Нацбанк. Однако роли их не равны: одни приносят деньги в экономику, другие их потребляют. Аналитики CASE Belarus пришли к выводу, что в 2015 году «входящий» поток генерировало главным образом население, относившее свои деньги в банки. Потребляли больше других Нацбанк и предприятия. Но в 2016 году расклад изменился.
За чей счет банкет?
Население перестало быть главным источником финансирования. По данным баланса финансовых потоков за первый квартал, население сократило поддержку других экономических агентов сразу в 4,6 раза – его вклад составил всего 6,5 трлн рублей.
В первую очередь это ощутили на себе коммерческие банки, поскольку 99% своих свободных средств население размещало на депозитах. В итоге существенно сократилась ресурсная база банков и сузились их возможности по кредитованию экономики.Как следствие, банки снизили поддержку других экономических агентов в 2 раза – их вклад составил 24 трлн рублей.
От сокращения финансовых потоков из банков пострадали их основные потребители – Нацбанк, правительство и предприятия. Недополученные от населения и банков 20 трлн рублей агентам-потребителям пришлось брать за границей. Поддержка от остального мира выросла на 17 трлн.
Однако этого не хватило, чтобы сохранить финансированиена прошлогоднем уровне. В первом квартале поддержка со стороны чистых кредиторов (населения, банков и остального мира) составила 24% к ВВП, тогда как в прошлом году сумма равнялась 30% ВВП.
Кто потребляет больше всего денег?
В первом квартале правительство из общего финансового «котла» забрало пятую часть. Никогда прежде структуры госуправления не забирали такую значительную долю ресурсов – последние годы они довольствовались в среднем 1,3% финансирования.
Что касается предприятий, то раньше именно они изымали почти все деньги из экономики –в прошлом году они потребили 4/5 всех ресурсов. В 2016 году предприятиям пришлось поумерить аппетиты и получить только 3/5. В итоге поддержка предприятий другими агентами сократилась с 23% к ВВП до 14,5% к ВВП.
Деньги уходят на оплату долгов
Аналитики отмечают, что раньше не наблюдалось столь значительного оттягивания средств со стороны сектора госуправления и органов денежно-кредитного регулирования. Это подтверждает выводы отдельных исследователей о том, что нынешняя рецессия в экономике Беларуси тесно связана с внешним долговым кризисом, который переживает страна.
«Органы госуправленния тратят значительные средства на погашение и обслуживание внешнего и внутреннего валютного долга. Это сужает возможности для инвестирования в реальный сектор экономики и во многом обуславливает депрессивность инвестиционного процесса», - пришли к выводу исследователи.
Почему долги для Беларуси оказались непосильной ношей? По всей видимости, ранее одолженные средства были инвестированы в проекты, которые не дали должной отдачи. Поэтому страна столкнулась с долговым кризисом.
«В 2016 году, средства, вложенные в 2008-2010 годах, уже должны были дать отдачу. Но, похоже, этого не происходит. Рассчитываться по долгам приходится в условиях, когда валютная экспортная выручка не только не увеличилась, но даже сократилась», - отмечается в исследованииCASE Belarus.