Лукашенко не контролирует в стране ничего, кроме интриг собственной челяди.
«Вы лучше не протестуйте, а то Путин поменяет Лукашенко на другого». Это не фраза из ночного кошмара, это сегодняшняя позиция многих западных дипломатов и чиновников. Или, если еще проще выразиться, «молчите, а то ведь хуже будет».
Сторонники «реал политик» время от времени выдают разного рода формулы подлости. Помните, например, концепцию открытия всех границ и принятия во все европейские структуры режима Лукашенко – пусть даже на фоне разгула репрессий и переполненности тюрем политзаключенными. Тогда, говорили авторы идеи и их последователи, Лукашенко сможет повидать цивилизованный мир, сходить в Лувр, увидеть Биг Бен и проникнуться европейскими ценностями. Или вот еще: давайте поддерживать Лукашенко, потому что в Украине идет война, в Молдове – протесты, да еще и Приднестровье, так что пусть хотя бы одна из «буферных зон» сохраняет стабильность. Или так: нужно помочь Лукашенко и защитить его от Кремля, а то ведь Россия совсем к границам Евросоюза подойдет.
Собственно, теперешняя дополненная формула – это всего лишь вариант последней, но с некоторыми новыми иксами и игреками сообразно текущему моменту. Нынешние вводные еще омерзительнее: Лукашенко сам не уйдет, его может поменять на кого-нибудь своего только Путин с помощью небольшого аккуратного бюрократического переворота. И этого нельзя допустить. Поэтому сейчас лучше оппозиции ни в чем не помогать: наоборот, нужно не допускать уличных протестов, иначе Путин разнервничается и точно заменит Лукашенко. А так – все-таки гарант суверенитета, хоть такой, да пусть будет. В утешение оппозиции они говорят, что вот сейчас есть надежда, что парочку условных (весьма условных, прямо скажем) независимых кандидатов пропустят в «палатку». Это будет впервые за двадцать лет. И тогда появится надежда на то, что еще лет через тридцать начнутся реформы и перемены. А там и до свободных выборов недалеко. Некуда спешить: Вселенная вечна, у времени нет начала и конца, и наша жизнь на фоне вечности – мелочь несусветная, песчинка, атом.
Все это говорится тихо, вполголоса, а то и шепотом, на фоне громких заявлений о том, что Европа открыта для белорусов, а не для режима, и что именно белорусский народ должен почувствовать себя частью большой европейской семьи. Правда, стоимость шенгенской визы для белоруса – доброго соседа, восточного партнера, - 60 евро. А для россиянина – представителя страны-агрессора, которой пугают нас европейские реал-политики, поддерживая Лукашенко, - 35 евро.
Впрочем, дело не в стоимости виз. Много лет назад, когда Литва еще не состояла в «шенгене», она выдавала белорусам национальные визы за пять евро. И сейчас, когда цены на визы устанавливает уже Брюссель, Литва, как и Польша, выдает множество бесплатных виз. Оба соседа организуют «коридоры» для тех, кто едет на концерты запрещенных в Беларуси музыкантов. В общем, по-соседски помогают, как могут. Но общая позиция ЕС, к сожалению, снова «реалполитична» до отвращения. Но утверждать, будто Лукашенко является гарантом суверенитета и худо-бедно контролирует ситуацию, - это либо слепота, либо подлость.
Уже, наверное, даже первоклассники знают, что Лукашенко не контролирует ничего, кроме интриг среди собственной челяди и пыток в тюрьмах. Все остальное и все остальные ему не подчиняются. Он не в состоянии справиться ни с количеством нулей на национальной валюте, ни с вечно проигрываемой битвой за урожай, ни с чиновничьим воровством, ни с подыхающей экономикой (когда он пытается экономику контролировать, загоняет ее еще глубже), ни с подтягиванием российских войск к белорусской границе.
Ах да, границу он тоже не контролирует, потому что двадцать лет назад собственноручно выкопал из земли пограничный столб. Очень хотелось газа по внутрироссийским ценам, зато теперь тысяча двести километров белорусской границы – абсолютно незащищенная территория. Хочешь – оружие вози, хочешь – наркотики, хочешь – террористов в Европу перебрасывай. И нас хотят уверить в том, что Лукашенко контролирует ситуацию?
Не смешите. Лукашенко – классический ноль без палочки. Вся его власть – иллюзия, оптический обман. И мы эту иллюзию поддерживаем, когда вместо протестов соглашаемся участвовать в его нелепых фокусах вроде «палаточных выборов». Тогда действительно еще тридцать лет придется ждать изменения ситуации. Да и то – нам тогда поможет не собственная смелость, не жажда перемен, не желание счастливой жизни в родной стране для наших детей, а Паркинсон с Альцгеймером. Не самые достойные союзники, правда?
Так что давайте все-таки сами. Кроме уличных протестов, других вариантов у нас нет. Но протест - единственный способ победить диктатуру. И это лучше и честнее, чем попытки прорваться в «палатку» дегенератов или ожидание чужого Альцгеймера.
Ирина Халип, специально для charter97.org