Чемпион Олимпиады в Лондоне в стрельбе из мелкокалиберной винтовки уверен, что белорусские спортсмены еще завоюют медали в Рио.
Сергей Мартынов, четыре года назад принесший Беларуси олимпийское золото Лондона-2012, установив рекорд мира в квалификации стрельбы из мелкокалиберной винтовки на 50 метров из положения лежа, в Рио-де-Жанейро приехал в ипостаси тренера. Накануне соревнований в его «коронке» чемпион рассказал sb.by о шансах подопечных.
Сергей, напомним, не смог отобраться на свои восьмые Олимпийские игры и стать на них самым возрастным белорусом (ему — 48).
– Нашли объяснение: почему? Не мог же, в конце концов, олимпийский чемпион вдруг взять и разучиться стрелять? Ведь как отрезало!
– Я в жизни столько не стрелял, сколько за четыре года, что прошли после предыдущих Игр. Пытался понять, настроить винтовку, экспериментировал с патронами и экипировкой… Не так все просто было, много технических вопросов. Но сложилось все так, как сложилось.
– Вам когда поступило предложение стать тренером?
– По-скорому все решили, буквально за две-три недели. И скажу, что стрелять было тяжелее, — это несоизмеримые эмоции. От спортсмена все время требуют: давай медаль, давай медаль… Тренеру, конечно, тоже достается, но психологический пресс, мне кажется, поменьше. Я подсказываю ребятам, делюсь опытом, а прислушиваться к моим словам или нет — это уже их дело. Если человек попал на Олимпиаду, то на таком уровне способен сам принимать решения.
– Не обиделись, будучи экс-знаменосцем, что флаг забрали?
– А чего обижаться, не чужой же человек забрал — наш! Правила есть правила.
– Я знаете, что думаю? Будет ведь еще одна Олимпиада, в 2020 году в Токио. Вам на тот момент стукнет всего 52, можно и там флагоносцем быть. Или все, завязали окончательно и бесповоротно?
– Точно не скажу. Тут не только от меня зависит. С нового года могут поменять олимпийскую программу в стрельбе. Ходят слухи, что уберут как раз мою любимую дисциплину — 50 метров из положения лежа. Смысл тогда возвращаться?
– А есть такие мастера, которые четко работают абсолютно всю олимпийскую программу с винтовкой: и 10 метров стоя, и 50 лежа, и стрельбу из трех положений?
– Есть, конечно. Это я. Лет в 20. Многие ведь вообще не берутся с 50 метров стрелять.
– Почему?
– Дорого. Пачка хороших патронов тянет порядка 20-30 долларов. Таким образом, средняя стоимость одной тренировки эквивалентна сумме в 50 долларов. А в других видах программы — 10 баксов за неделю…
– Слышали, недавно автобус с журналистами обстреляли?
– Нет.
– По пути из кластера Деодора, как раз там, где ваш тир. Какие-то хулиганы. Автобус ехал мимо фавел, вдруг бац-бац — и в точку! В стекле две маленькие дырочки. «Мелкашка», которой вы на 50 метров стреляете, смогла бы добить?
– На коробках пишут «опасна на расстоянии полутора километров». Так что вполне.
– А в город гулять не выходили? Говорят, без винтовки лучше не соваться.
– Мы в апреле были в Рио-де-Жанейро на Кубке мира, выбрались — на пляж и обратно. На такси и кучно. Все ведь понимают, что это не Европа, здесь в одиночку лучше не гулять. Сейчас сидим тихо.
– Как, кстати, выступили в апреле? Судя по тому, что лицензию на Игры завоевать так и не сумели, не слишком успешно.
– Плохо.
– Да и сейчас медалей нет пока…
– Сидим, грустно молчим. Я думаю о том, что в Лондоне медалей тоже долго не было, а потом ничего, 12 штук насобирали. Правда, теперь эта цифра кажется почти недостижимой.