ЦИК сегодня подвел результаты регистрации кандидатов в депутаты: 521 кандидат зарегистрирован, 93 претендентам отказано, 16 человек сами отказались от участия в выборах. Лидия Ермошина утверждает, что конкурс на депутатское место — самый большой за 16 лет.
Самый большой конкурс на место депутата с 2000 года
Конкурс на место депутата в этом году выше, чем чем на выборах 2012 года, заявила сегодня на онлайн-конференции на сайте БелТА глава ЦИК Беларуси Ермошина.
«Сегодняшний результат сопоставим с выборами 2000 года», — добавила она.
При этом, примерно шестая часть кандидатов не была зарегистрирована. Ермошина призывает обращать внимание не на цифры, а на причины в отказе. «Если отказы обоснованы и соответствуют реалиям, следовательно, это нормально. Если есть отказы, притянутые за уши, будут разбираться территориальные комиссии, затем суды, разумеется, такая ситуация не может удовлетворять ни меня, ни избирателей», — утверждает глава ЦИК.
Ермошина абсолютно уверена, что у всех претендентов были равные предпосылки. «Это является тем самым главным, что может потребовать от государства избиратель и кандидат в депутаты», — сказала она. Но признала, что «абсолютного равенства при выдвижении» не было, потому что не равны сами кандидаты.
«Директора завода выдвинет его трудовой коллектив, руководителя общественного объединения или лидера партии поддержит его структура, а безработного выдвигать некому. Поэтому абсолютного равенства не существует. Все определяет личность самого кандидата», — считает глава ЦИК.
Портрет кандидата
Ермошина подготовила типичный портрет кандидата в депутаты на этой кампании: это мужчина (женщин всего ?), среднего возраста (молодежи чуть меньше 10%, пенсионеров — 8,1%), работает (безработных только 6%), представитель социальной сферы (образование, культура, наука, здравоохранение) — 18,2%, член партии (63,7%), выдвинут от нее (52,5%).
Среди кандидатов достаточно много сотрудников промышленных предприятий — 17,3% (90 человек), госорганов — 9,8% (51 человек), есть и предприниматели — их 35 человек (6,7%). Иные сферы деятельности представляют 136 человек (26,1%).
Отказаться от дебатов из-за страха быть обруганным
Кандидаты в депутаты не очень охотно соглашаются на дебаты, Ермошина считает, что у них могут на это быть объективные причины.
«Если кандидат отказывается от участия в теледебатах, то избиратель вправе сделать соответствующую оценку его личности. Может, он отказывается совершенно обоснованно? Например, кандидат конкурирует с человеком, отличающимся излишней конфликтностью. Прийти и быть оскорбленным, униженным, обруганным — это равные условия ведения дебатов? Нет, конечно», — говорит глава ЦИК.
При этом, она считает, что любой кандидат «не должен бояться открытых вопросов, должен уметь открыто оппонировать».
Летняя кампания — выбор из двух зол
Необходимость проводить предвыборную кампанию летом Ермошину смущает, как и многих кандидатов, она утверждает, что сделать ничего было нельзя.
«У нас нет права перенести выборы на более поздний срок, когда все будут на своих местах. Мы и так проводим их в предельные возможные конституционные сроки. Перенос выборов на более ранний срок, то есть проводить их, предположим, ранней весной, вызвал бы еще больший шквал критики», — пояснила она.
Первое, были бы ограничены полномочия парламента пятого созыва, второе, она уверена, что протестовала бы оппозиция под предлогом «вы не дали нам подготовиться, вы преждевременно проводите выборы».
«Поэтому из двух зол все-таки, я думаю, что власть выбрала меньшее», — уверена Ермошина.
Приемник как кастрюля
Ограничены ли права кандидатов после отказа от проводного радио, в условиях, когда приемники есть не у всех (одно из выступлений осталось на радио)? Лидия Ермошина уверена, что нет и сравнивает приемник почему-то с кастрюлей. Что не говори, а кухонная тема для главы ЦИК, — близка.
«Не понимаю, в чем вопрос? Скажите, пожалуйста, а кастрюли вам власти покупают? Нет, конечно. Приемник — такая же домашняя принадлежность, как и все остальное. На телевизоры же люди деньги находят», — привела она аналогию.
Она считает, что местные власти, особенно на селе должны помочь тем, у кого сложные жизненные обстоятельства. «Но повернуть прогресс вспять и вернуться обратно к проводному радио мы, конечно же, не можем», — заключила она.