Шоколадные плитки, конфеты и наборы брестской марки «Идеал» скоро исчезнут из торговли, а фабрика закроется.
Об этом пишет «Вечерний Брест».
В экономическом суде Брестской области началась процедура ликвидации «Первой шоколадной компании». Означает ли это, что производственный комплекс в зоне СЭЗ «Брест» в Катином Бору с современным офисом будет в скором времени перепрофилирован, а любимая многими торговая марка канет в лету?
В последнее время предприятие работало с перебоями, работников часто отправляли в вынужденные отпуска. СООО «Первая шоколадная компания» вела переговоры с потенциальными инвесторами, но переговоры не увенчались успехом. И 23 мая текущего года в экономический суд Брестской области поступило заявление о признании предприятия банкротом. Дело было назначено к рассмотрению на 29 июня. Но за это время собственники передумали и решили пойти по пути ликвидации предприятия.
«Если бы собственниками принималось решение о ликвидации по обычной процедуре — с установлением защитного периода, — рассказывает заместитель председателя экономического суда Брестской области Нина Деркач, —то у предприятия был бы шанс пройти через процедуру санации, т.е. работать и, возможно, восстановить свою платежеспособность. В этом же случае в отношении должника может быть принято только решение о ликвидации. Значит, надо увольнять работников, оставив только тех, которые будут заниматься процедурой ликвидации. Но если в процедуре ликвидации будет установлено, что у предприятия достаточно имущества, чтобы рассчитаться с долгами, суд прекращает производство по делу о банкротстве и отдает его на усмотрение собственников: либо продолжайте ликвидацию, либо отменяйте и работайте дальше».
У «Первой шоколадной компании» разница между долгами и стоимостью имущества не настолько велика: 39 миллиардов рублей долгов в «старых» деньгах и 34 миллиарда рублей — стоимость имущества. Ее участь облегчает и то, что основная сумма (порядка 26 миллиардов рублей) — это долги перед банком. Но кредиты у них в основном в белорусских рублях, т.е. они не будут критически расти за счет курсовых разниц. А с открытием конкурсного производства сумма будет зафиксирована на эту дату и не станет расти, как снежный ком.
По какому именно варианту будут развиваться события, сегодня сказать трудно. Не исключается, что предприятие может быть реанимировано и продолжит функционировать.
Ситуация прояснится, когда на чашу весов будут положены, с одной стороны, требования кредиторов и с другой стоимость имущества. Если все же будет принято решение о ликвидации и имущества окажется недостаточно, чтобы рассчитаться по долгам, то разница может быть взыскана с учредителей предприятия (их трое).
«Есть два основания для привлечения участников к субсидиарной (так называемой дополнительной) ответственности, — говорит Нина Деркач. — Первое — это доведение предприятия до банкротства своими решениями. И второе — несвоевременно принятое решение о банкротстве. С момента, когда они узнали, что долгов у них больше, чем имущества, законом дается месяц для подачи заявления о банкротстве предприятия».
Лучший вариант для кредиторов — продажа предприятия в процедуре банкротва как единого имущественного комплекса. Если найдется покупатель, который купит с торгов всю шоколадную фабрику, «чистую», без долгов, с оборудованием и торговой маркой, — отлично. Такое развитие событий устроило бы и сладкоежек, которые успели полюбить продукцию с торговой маркой «Идеал».
…А в 2017 году «Первой шоколадной компании» исполнилось бы 20 лет. Сейчас на предприятии с численностью штатных сотрудников около 40 человек линия по производству кондитерки не работает.
«Первая шоколадная компания» была зарегистрирована в СЭЗ «Брест» в 1997 году под «счастливым» номером 7. Вначале предприятие называлось «Белорусская кофейная компания». Свое нынешнее название оно получило в 2005 году. Первая продукция была выпущена в апреле 1998 года. Это было всего три вида стограммового плиточного шоколада. В дальнейшем ассортимент расширялся за счет различных сортов шоколада с добавлением орехов и цукатов, шоколадных конфет (весовых и расфасованных в коробки). В 2006 году ассортимент конфет составлял 29 наименований. В 2000 году состоялись первые экспортные поставки продукции. Фабрика брала призы на престижных выставках, ярмарках и дегустационных конкурсах в стране и за рубежом, в том числе неоднократно получала Гран-при.