Составители рейтинга обозначили довольно высокий уровень делегитимизации и криминализации государственных структур и нарушений прав человека в Беларуси.
Два ведущих американских политологических института, влиятельный американский журнал Foreign Policy и общественная организация «Американский фонд мира» (The Fund for Peace) опубликовали новый, шестой по счету, экспертный рейтинг «недееспособности» государств мира – Failed States Index 2010, который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. Первые места в рейтинге заняли 37 самых неблагополучных государств во главе с Сомали. В то же время 13 стран во главе с Норвегией формируют зону благополучия и стабильности государственных институтов, передает «Ежедневник».
Из бывших советских республик самые худшие позиции у Узбекистана (36-е место), Грузии (37), Таджикистана (38), Кыргызстана (45), Азербайджана (55) и Туркменистана (65). Молдова заняла 58-е место, став самым нестабильным государством Европы. Россия располагается на 80-м месте. Беларусь – на 82-м месте, Армения – на 101-м, Казахстан – на 103-м, а Украина – на 109-м, став самой стабильной страной среди стран СНГ.
От самой стабильной Норвегии Беларусь отделяют 95 позиций. Кроме того, все страны СНГ на карте мира, раскрашенной на основе рейтинга, имеют оранжевый цвет, то есть являются государствами с уровнем стабильности ниже среднего (опасный уровень рисков).
В то же время соседями Беларуси по рейтингу являются Таиланд (81-е место, худший рейтинг) и Мальдивские острова (83-е место, лучший рейтинг). Но самое странное, что 82-е место с Беларусью делит… Венесуэла. Впрочем, оценочные параметры двух стран, которые попытался изучить «Ежедневник», совпадают лишь суммарно.
Так, в Беларуси отмечена весьма благоприятная ситуация с миграцией беженцев и/или перемещенных лиц. В то же время составители рейтинга обозначили довольно высокий уровень делегитимизации и криминализации государственных структур и нарушений прав человека. Также в Беларуси отмечен значительный уровень влияния групповых и/или клановых элит.
В Венесуэле относительно Беларуси высокими выглядят показатели ситуации с миграцией беженцев, показатель наличия недовольных и мстительно настроенных групп, уровень устойчивой и перманентной эмиграции из страны, а также критерий неравномерности экономического развития государства.