Чем дольше оттягивается принятие радикальных решений в экономике, тем сильнее ухудшается ситуация.
За год число убыточных организаций в Беларуси выросло на 24,8% и на 1 июня 2016 года составило 1,7 тысяч. Их удельный вес вырос с 18,3% до 22,8%, приводит БелаПАН данные Белстата.
Чистая прибыль всех организаций составила 19 трлн рублей, что на 20,7% меньше, чем в первой половине 2015 года. Прибыль от реализации составила 59,9 трлн рулей (уменьшение на 4,4%). Рентабельность продаж снизилась с 8,3% до 7,1%, рентабельность реализованной продукции - 8,8% против 10,5% в первом полугодии прошлого года, передает bdg.by.
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций в текущих ценах составила 841,1 трлн рублей. Это на 12,3% больше, чем было в январе-июне 2015 года.
По состоянию на 1 июля дебиторская задолженность составила 295,8 трлн рублей, в том числе просроченная - 73 трлн рублей. Кредиторская задолженность составила 378,6 трлн рублей, в том числе просроченная - 69,5 трлн рублей.
Что происходит?
– Идет медленная, но уверенная деградация, - считает экономист Лев Марголин. - Платежеспособный спрос заметно падает – и в России, и, естественно, у нас. Нормальное предприятие резко сократило бы «лишние» рабочие руки, нормальное государство взяло бы на себя социальную защиту потерявших работу. Но в Беларуси этого не происходит. Соответственно, растут издержки на производство, падает зарплата, уходят квалифицированные работники, падает качество продукции и снижается спрос. Такое замкнутое кольцо деградации может длиться годами.
Главной причиной роста убыточных предприятий экономист считает привязку к российскому рынку.
– Главная причина – санкции против России, резкое сокращение доходов России от нефти и газа, снижение платежеспособного спроса в целом в российской экономике. Поскольку мы очень сильно привязаны к российскому рынку, раньше или позже состояние российского рынка должно было отразиться и на Беларуси, - говорит Лев Марголин. - Есть стремление сохранить остатки российского рынка: когда рынок сужается, усиливается конкурентная борьба. Данные по МАЗу свидетельствуют о том, что экспорт в Россию сокращается не только в абсолютном выражении, но и сокращается доля рынка МАЗа, который просто не выдерживает конкуренции. Усиление конкуренции временами ведет к демпингу – предприятия опускают цены даже ниже себестоимости, белорусское законодательство это разрешает.
Председатель Свободного профсоюза металлистов (СПМ) Александр Бухвостов даже официальную статистику называет «ужасающей»; по его мнению, количество убыточных организаций выросло процентов на 30: «В машиностроении, например, происходит катастрофа».
Даже во времена, когда экономика еще росла, официальная статистика показывала примерно 30-32% убыточных предприятий от общего числа, сказал он. Вообще, как говорит профсоюзный лидер, из эффективных предприятий в Беларуси остались только «Беларуськалий», нефтеперерабатывающие заводы, некоторые предприятия пищевой промышленности.
«Как может быть неубыточным Минский подшипниковый завод, если предприятие использует только 8% производственных мощностей! Если на подшипниковом заводе есть определенные сдвиги, то «Горизонт» уходит в небытие», - отмечает Бухвостов.
Он озвучил невеселую статистику. Промышленное производство в 2015 году упало на 7%. Норма выработки на одного рабочего в 2015 году осталась на уровне 2010-го: примерно 50 тысяч долларов в год. Структура затрат, в основном, материалоемкая (материалы, сырье, электроэнергия) - 70,6% и только 11% - оплата труда. Отсюда низкая заработная плата. В Беларуси в целом 33% низкотехнологических производств, которые не могут быть не убыточными, и 51% - среднетехнологических, а высокотехнологических производств только 3,2%. То есть, 84% производств не отвечают требованиям современной экономики, мировому уровню производства.
Упало использование производственных мощностей. Мощности тракторостроительных предприятий используются только на 41%, станкостроительных – на 38%. Естественно, все они убыточны, потому что простое содержание производственных помещений требует колоссальных затрат, отмечает профсоюзный лидер.
Что делать?
– Надо выходить на другие рынки, но не с помощью заклинаний и презентаций, которые периодически проводятся. Нужны системные реформы, новые инвестиции, современное производство, которое будет представлять интерес для новых рынков. Есть в Беларуси предприятия, пусть и немного, которые сохраняют прибыльность, - такими должны быть все, - считает Лев Марголин.
Александр Бухвостов считает, что вялотекущее отмирание предприятий может длиться еще долго. «Некоторые заводы надо закрывать, а некоторые (тракторный, МАЗ) будут работать. Если на этих предприятиях провести внутреннюю реконструкцию, даже не реформируя промышленную политику в целом, они могут еще лет 10 работать», - говорит Александр Бухвостов.
По его словам, не нужно забывать о банкротстве убыточных предприятий..
– Нужно активнее прибегать к системе ликвидации, банкротства убыточных предприятий. Но в этом случае очень остро встает вопрос о создании новых рабочих мест, высокотехнологичных рабочих мест. А в машиностроительной отрасли ситуация – очень тяжелая. Нужно решать проблему реструктуризации производственных мощностей: заводы – большие, численность нужно сокращать (за пять лет из промышленности убыло около 200 тысяч человек): если в 2010 году насчитывалось миллион 75 тысяч рабочих мест, то в 2015 году осталось только 923 тысячи. Нужно в корне пересматривать промышленную политику, что невозможно при нынешней политической власти. Не думаю, что в промышленности нет кадров, которые не понимают, что происходит и что нужно делать; но нужна политическая воля.
Кроме политической воли, которая отсутствует у белорусского руководства, нужны и инвестиции, которые без кардинальных реформ в страну не придут:
– Инвестиционные возможности предприятий – очень низкие, все в долгах. Раньше промышленность держалась за Россию, которая, оказавшись под санкциями, начала защищать собственную промышленность. Российские рынки сократились, а белорусское чудо-юдо лопнуло, - резюмирует А.Бухвостов. – Чем дольше оттягивается принятие радикальных решений, тем сильнее ухудшается ситуация. Все надо делать вовремя. Белорусская промышленность хронически больна давно, обострения случаются все чаще и чаще. А в конечном итоге приведут к гибели промышленности.