В Минске не хватает гостиниц. Больших и маленьких, частных и коммунальных, мотелей и хостелов.
В Минске не хватает гостиниц. Больших и маленьких, частных и коммунальных, мотелей и хостелов. Минск теряет туристов — в дефиците гостиницы среднего класса. При этом порой «ценник» простейших гостиниц в Минске похлеще, чем на Елисейских полях.
Ситуация не меняется. Она застыла на рубеже 60 — 80–х годов, когда в городе появились «Беларусь», «Спутник», «Юбилейная» и другие. Сколько приличных отелей построили в последние годы? Чтобы пересчитать, хватит пальцев одной руки. Стоит ли ждать новостроек и каких? Есть опасение, что одни лишь элитные комплексы, заслоняя солнце, с восточной невозмутимостью будут смотреть на наши суматошные будни. Погрузившись в глубины гостиничного мира, мы попытались отыскать стратегию развития этого важнейшего для жизни мегаполиса направления. Выяснить, куда и кого ведут гостиничные «звезды»...
Как гость в горле
Для того чтобы понять, в каком состоянии находится минский гостиничный бизнес, попробуем пунктирно обозначить диспозицию: какие отели есть и что они предлагают? Вначале о недорогих. Судя по интернету, в тройке самых популярных бюджетных предложений числятся гостиницы «Академическая», «Спорт» и «Экспресс». Звезд с неба они не хватают — ну и ладно. Мы не астрономы, нам бы крышу над головой и душ в блоке, чтобы не искать его в лабиринте коридоров.
Итак, «Спорт». Студенческий дух и вполне отчетливые аллюзии с общежитием. Простота спасет кошелек — главный девиз. Прейскурант и правда не заставит гостя расстроиться — сутки в двухместном номере с удобствами обойдутся в 75.000 рублей. «Загрузка» с такими ценами обеспечена.
В соседней, но гораздо более веселой с виду «Академической» клиентов тоже хватает. «Командированные в основном. Спортсмены живут. Иностранцы заселяются, — рассказал мне директор. — Спрашиваете, почему нет звезд? Нужны деньги. Нужно лифт поставить. Организация хозрасчетная, денег нет».
И, наконец, «Экспресс». Серого цвета громадина возле железнодорожного вокзала удивила загадочным прайсом (цена указана за каждый конкретный номер. К примеру, № 802 — 65.000) и унылыми объявлениями. Предупреждают о возможности строительного шума с 8.00 до 17.00 и о том, что с такого–то по такое число в гостинице отсутствует горячая вода. Попробовал представить себя в роли западного туриста, которому предлагают холодный душ под аккомпанемент электродрели, и понял: такой культурный шок иностранец не перенесет. Внутри «Экспресса», впрочем, оказалось на удивление чисто и комфортно.
— Номера не пустуют. Забронировать их непросто, — дружно заверяли меня сотрудники беззвездных отелей. Не сомневаюсь! Но не только повышенный ажиотаж на бюджетную ночевку объединяет эту «троицу», да и других представителей низшего класса минских гостиниц. Сходство — в неприметных деталях, в ментальности заведений. Такой пример: чтобы поговорить с администратором, нужно самому распахнуть пластиковое окно, за которым он скрывается. А то хоть на голове стой — не заметят. Чувствуешь себя незваным гостем, и приятного в этом мало.
Цены стремятся за облака
Меняю маску, надеваю колпак — становлюсь астрономом, изучающим отельные «звезды». Тренировочная задача — устроить в престижную гостиницу виртуального делового партнера, который 1 июля приезжает в Минск из Германии. Скажете, проще простого? Как повезет. В начале июня найти в достойных отелях свободное место было невозможно. Практически одновременно проходили два значимых мероприятия — медиафорум и выставка «Белагро». Город с наплывом гостей справился со скрипом. Знакомый из одного министерства, отвечающий за проведение международного слета, также выпавшего на эти дни, рассказывал после: «Кошмар! Здесь спортсмены, там журналисты, где–то нет горячей воды. А надо срочно поселить троих важных визитеров. Две «двушки» в итоге отыскали только в Раубичах».
Похожие истории, от которых остается горький осадок, рассказывали мне практически во всех туристических фирмах. Факт: в столице, на перекрестке торговых и прочих путей, где должна бурлить деловая жизнь, а бизнес–форумы проходить один за другим, гостиницы порой встречают до боли знакомым «Мест нет»! Не стыдно ли?
Однако вернемся к моему эксперименту. Он удался: в июле выставок не планируется, масштабные форумы в ведомственных планах тоже отсутствуют. Койко–мест в отелях хватает. Правда, цены... В гостиничном мире июль — август обычно называют мертвым сезоном, предоставляют клиентам соблазнительные скидки. Наших отельеров это, похоже, не касается.
Мне предложили:
В «Планете»: сутки в одноместном однокомнатном номере с кондиционером — за 100 долларов.
В «Юбилейной»: то же самое — за 93 доллара.
В «Беларуси»: «очень скромненький номерочек», как выразились на том конце провода, — за 167.000 рублей. Поприличнее — 333.000.
Наконец, верхний слой «атмосферы». В «Европе» без проблем нашелся обычный номер — за 265 евро. В стоимость включены завтрак — шведский стол, пользование бассейном, сауной и фитнес–залом.
В «Краун Плаза» я, было, хотел зайти и спросить о ценах лично, но потом, заметив тень швейцара у входа, струхнул, критически оценив свой не соответствующий статусу заведения вид. По телефону мне вежливо объяснили: «Заселяйтесь, без проблем. 920.000 — без завтрака».
Действительно, какой тут аппетит после стольких нулей...
Чтобы закончить с ценами, несколько слов о наших соседях. В трехзвездочном вильнюсском «Центрум Юникстей» за место в отличном номере нужно заплатить 50 долларов, в местном двухзвездочном «Амбассадоре», тоже весьма неплохом отеле, — около 40 долларов. В «Томо» (3 звезды, Рига) сутки обойдутся в 38 долларов. В рижском пятизвездочном «Гранд Палас» — около 200 долларов. Отличия — налицо, причем по всем позициям.
«Тройка» за размещение
Итак, проанализировав предложение, имеем две минские крайности — суровый «Спорт» и шикарную «Плазу». Разбежка в ценнике — в 12 раз. Пропасть глубочайшая! А с учетом того, что между этими двумя полюсами наблюдается пустота, и вовсе непроходимая.
Небольшая аналогия: представьте, что на автомобильном рынке, куда вы пришли выбирать машину, осталось два продавца. У одного — битый «жигуль», у второго — «Порш–Кайен». Или еще вариант: ресторан, где в меню лишь плодово–ягодный «нектар» да «Хеннесси». Абсурд! С гостиницами ситуация примерно такая же. Ведь отели уровня трех звезд — основа любой инфраструктуры, золотая середина — сейчас в огромном дефиците.
Но почему нужны именно «трешки»? Чтобы не быть голословным, попробуем составить портрет среднестатистического туриста, который приезжает в Минск. Первый вопрос: откуда едут? Больше половины столичных гостей — из стран СНГ. В основном россияне.
И второй вопрос: сколько тратят? Несколько лет назад минские эксперты в области туризма опубликовали любопытные данные: в среднем за два с половиной дня в столице иностранец оставляет около 250 — 300 долларов. Сюда входят проживание в гостинице, питание, сувениры и т.д. Цифры, разумеется, приблизительные, но взять их за основу, составляя портрет интуриста, думается, вполне можно.
В итоге получаем: гражданин СНГ с ограниченным бюджетом и без особых претензий. В крайнем случае — и на перспективу — турист пенсионного возраста из Западной Европы. Вот та целевая аудитория, которую необходимо недорого, но качественно расселить, — для этого подходят именно отели уровня 3 звезды. Прежде, правда, надо отбить клиента у частников, сдающих апартаменты, ориентирующихся как раз на подобную публику с не самым высоким доходом. Как это сделать?
Отвергнутый минимализм
Те, кто часто бывает за границей, знают: лучшая альтернатива фешенебельным, «расфуфыренным» гостиницам — небольшие, семейного типа отели на 20 — 30 мест, проживание в которых стоит не больше 30 евро. Здесь домашняя обстановка, администратор вертится вокруг каждого гостя юлой, стараясь сделать все возможное, чтобы себя и свой бизнес зарекомендовать.
У нас таких гостиниц нет. Или почти нет. Почему? Не дают строиться? Не пускают на рынок? Порассуждать на тему невостребованного минимализма согласился автор проекта–финалиста первого Minsk Startup Weekend (своеобразного конкурса, призванного стимулировать бизнес–идеи) Вадим Гуляков. В течение двух лет он работал в Лондоне администратором небольшой гостинцы и решил применить полученный опыт в наших реалиях, предложив на суд общественности проект мини–отеля.
— Лондон — деловая столица мира, куда ежедневно приезжают тысячи крупных предпринимателей. Но даже им, обеспеченным людям, далеко не всегда нужен уровень 4 — 5 звезд. Бизнесмены умеют считать деньги. Они счастливы уютно, с комфортом отдохнуть в небольшом тихом отеле. Не зря это направление сейчас бурно развивается во всем мире, в том числе в России и Украине. На нашем пока еще нецивилизованном рынке ниша не занята. Эта и стало стимулом для работы над проектом. Действовали так: нашли в газете объявление о продаже недвижимости в центре города, просчитали, во сколько может обойтись строительство гостиницы на 15 — 20 номеров при определенной цене квадратного метра. Получилось несколько сот тысяч долларов. С учетом заполняемости 50 процентов, которая является средней по Минску, а также при цене за номер около 20 — 30 долларов, определили: за 4 — 5 лет проект себя полностью окупит. Причем эти сроки за счет грамотного менеджмента можно значительно сократить.
Но проект Гулякова своего инвестора так и не нашел. Было предложение от одной компании, но после бизнесмены передумали — решили, что минские власти к 2014 году уж точно построят достаточное количество отелей среднего класса.
— Пускай строят. Не в этом ведь дело! — не согласен с таким подходом Гуляков. — Отелей бюджетной категории должно быть много, они должны конкурировать между собой, причем именно за счет хорошего сервиса, за счет квалификации персонала. Посмотрите — в минских «трешках» неплохой номерной фонд, но есть ли у вас ощущение, что там работают по европейским стандартам? Что администратору вы небезразличны? В изменении отношения к клиенту — огромный потенциал. А инвесторы для небольших проектов рано или поздно появятся. Была бы еще заинтересованность у чиновников. Лично я таковой пока не заметил...
В контексте отношения к сегменту недорогих и совсем дешевых отелей символичной представляется и история первого минского хостела. Напомним, молодежная гостиница, стоимость проживания в которой составляла всего 25.000 рублей в сутки, открылась прошлым летом на базе одного из городских общежитий на улице Машиностроителей. Клиентов хватало, комнаты не пустовали, вот только проработал хостел всего несколько месяцев — на такой срок был заключен договор аренды.
— В этот году открываемся снова — будем работать с 1 июля по 31 августа, — рассказали мне сотрудники Молодежной социальной службы, которым принадлежит идея проекта. — Ценник не изменился, уверены, что без постояльцев не останемся. Хотя, конечно, два месяца — очень мало. Вот бы нам передали какую–нибудь заброшенную базу, пусть и на окраине. Мы бы ее довели до ума...
И действительно — разве мало у нас разваленных и заброшенных объектов? Пустующих бизнес–центров, где можно запросто организовать небольшую гостиницу? Два, три, пять хостелов и десяток мини–отелей, несомненно, принесут городу пользу, спровоцируют приток туристов. Причем без сверхзатрат.
Операция «2014»
Рассуждать о том, как оно быть должно, можно бесконечно. Толку от этого — чуть. Передо мной — официальный документ, информация «о ходе реализации плана строительства гостиниц в
г. Минске до 2014 года». Через четыре года, как известно, в столице пройдет чемпионат мира по хоккею. Подготовка к турниру заставила специалистов активизироваться и заняться гостиничным ребусом всерьез. Какие же отели будут строить? Назовем некоторые проекты.
КУП «Минская Спадчына» займется привычным делом — на улице Замковой воссоздадут и приспособят под гостиничный комплекс два здания на 27 номеров. Здесь будет отель класса три звезды. Вбивают сваи на месте будущей штаб–квартиры НОКа, где разместится гостинично–офисный комплекс уровня 4 звезды с 256 номерами. 5 звезд, 243 номера — у комплекса в районе Канатного переулка. На месте троллейбусного депо № 1 на улице Красной тоже планируют возвести «пятерку» (340 номеров, 14 этажей). И многофункциональный комплекс «Магнит Минск» на пересечении проспекта Независимости и улицы Калиновского будет пятизвездочным. Новый корпус на 300 номеров (4 звезды) появится у «Виктории».
И опять «пятерки»: бизнес–центр с административно–гостевым комплексом в границах улиц Кедышко, Филимонова и проспекта Независимости, торгово–общественный комплекс с гостиницей на Клары Цеткин, «Кемпински» у Белгосцирка, оманский отель возле Комсомольского озера, кипрский класса «люкс» — в районе улицы Кирова, иранский — в районе Немиги и Коллекторной... Не стоит забывать, что сменит вывеску и станет пятизвездочной нынче закрытая на реконструкцию «Октябрьская»...
Получается, если планам суждено сбыться, уже скоро в городе будет с десяток шикарнейших отелей с максимальным количеством звезд! Не ослепнем ли от их блеска? И если элитные комплексы строят конкретно «под чемпионат», чтобы не ударить в грязь лицом перед приезжими vip–персонами, то кто будет жить в «люксах» после бала? Держа в уме «нарисованый» чуть выше средний портрет минского гостя, которому это явно не по карману, звоню в Мингорисполком.
— Разрабатывая план строительства гостиниц, мы, разумеется, контактировали с различными заинтересованными специалистами, в том числе и с представителями Министерства спорта и туризма. Просчитывали, что, где и как нужно построить, — заверил заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Ясюченя. — Но стоит понимать, что большинство проектов — инвестиционные, а сами инвесторы вносят в процесс большие корректировки. Они занимаются финансированием, значит, имеют право определять, какого класса, уровня будет гостиница. Причем крупные компании берут свои идеи вовсе не с потолка. Привлекают зарубежных специалистов, проводят маркетинговые исследования, изучая, будет ли пользоваться спросом пятизвездочная гостиница. Такие отели, к слову, окупятся, даже если будут заполнены на 20 процентов.
Картина звездного неба над Минском, таким образом, проясняется. Интересы инвестора, который платит, города, которому нужны крупные вложения, и реальная туристическая потребность — это не совсем одно и то же.
Упорядочить и уравновесить ситуацию, сократив пропасть между отелями разных классов, помог бы стратегический план, концепция развития гостиничного бизнеса. Но обнаружить подобный документ не удалось. Есть утвержденная Правительством программа развития туризма. Есть, как мы убедились, собственный план строительства — минский, «заточенный» под ЧМ–2014. Но взгляда за горизонт — на десятилетия вперед — не наблюдается. Да и кто будет смотреть? За гостиницы у нас отвечают органы Минжилкомхоза, задействованы специалисты Министерства спорта и туризма. Не стоит сбрасывать со счетов местные органы власти, которые часто себе на уме. В итоге — вечная история о семи няньках и их дитяти. Может, пора всерьез задуматься о вопросе единого кураторства?
...Когда–то городские архитекторы уже просчитались — они не думали, что Минску понадобятся дополнительные ветки метро, что во дворах появится столько машин, что нам, в конце концов, будут нужны новые гостиницы. Хочется верить, что золотые пятизвездочные «столбы», в проектах и планах плотно нашпигованные в центре города, не окажутся очередным стратегическим просчетом — памятником недальновидности.
С миру по нитке
Над тем, куда поселить туристов во время чемпионата мира по хоккею (по разным оценкам, в 2014–м в Минск приедет от 35 до 60 тысяч человек), начали думать заранее. Помимо гостиниц, в качестве варианта размещения рассматривают студенческие общежития, профилактории, базы отдыха, которые находятся в пределах часовой езды от Минска. Рассчитывают и на частный сектор.
Самый, пожалуй, спорный момент — будут ли что–то строить специально к чемпионату? Такие проекты есть. К примеру, возвести жилые кварталы, обустроить их, а после продать очередникам. Найдутся ли желающие купить? Будут ли продавать с мебелью? Вопросов много, ответов пока нет.
Более интересной и в перспективе полезной видится идея построить недалеко от города полноценный кемпинг на 300 — 400 мест. Таких проектов у нас еще не было.
Компетентно
Чеслав Шульга, заместитель министра спорта и туризма:
— По устоявшейся мировой практике в таком городе, как Минск, количество пятизвездочных отелей должно составлять как минимум пятую часть от всего количества гостиниц. Возьмите столицы соседних стран — там «пятерок» гораздо больше, чем у нас, но ни одна из них не обанкротилась. Владельцы отелей, уверен, будут формировать маркетинговую политику таким образом, чтобы максимально гостиницу загрузить. Мы, в свою очередь, намерены с ними тесно сотрудничать, создавая турпродукт, соответствующий заявленному высокому уровню. Бизнес–туризм, корпоративный туризм, конгресс–туризм — направление можно назвать по–разному, и оно весьма перспективно.
Но все же соглашусь, основное внимание следует концентрировать именно на отелях экономкласса. Чем больше будет таких гостиниц, тем быстрее пойдут вниз цены, принципиально изменится ассортимент предлагаемых услуг. Пока же ситуация со «средним классом» выглядит неблагополучной. Из–за отсутствия отелей, высоких цен в них столица теряет туристов. Когда человек, который сомневается, поехать ли ему на уик–энд в Минск или Вильнюс, видит разбежку в цене за номер в полтора–два раза, он, понятно, сделает выбор не в нашу пользу. С другой стороны, право собственника самостоятельно формировать прейскуранты священно. Поэтому, повторюсь, выход один: нам нужно увеличить количество гостиниц, создать условия для конкуренции. Еще — искать новые методы работы. К примеру, сейчас многие западные гостиницы готовы предложить комбинированные туры с посещением Минска. Недавно с таким предложением на нас вышла цепочка Вest western — хотят найти в городе приличную гостинцу, подтянуть ее до уровня 4 звезд, и работать в связке, помогая отель загрузить. Такие же идеи есть и у представителей российских гостиничных сетей.
Не стоит забывать и о районных центрах — именно на этом уровне мы сейчас намерены активно работать. Ведь в большинстве городов нет отелей, в которых можно разместить даже один автобус с туристами! Весьма актуальна и идея с развитием мини–гостиниц. Кое–где они есть, но на общем фоне такие отели смотрятся островками благополучия.