Новые цены на газ выгодны лишь узкому кругу чиновников.
По данным газеты «Коммерсант», Россия и Беларусь предварительно согласовали новую формулу расчета стоимости российского газа. Теперь в расчетах не будет фигурировать доллар, а цена на газ снизится.
В частности, формула определения цены газа изменится и она станет полностью рублевой, что «снизит риски Беларуси, связанные с колебанием курса доллара».
Цена на газ для Беларуси снизится с нынешних 132 примерно до 100 долларов за 1 тыс. кубометров.
Экономисты рассказали сайту charter97.org, можно ли считать успехом договоренности Беларуси и России по цене на «голубое топливо».
— Что касается перехода на платежи в рублях, то со стороны России это правильное решение. Ведь странно получалось — Беларусь с Россией создали некое союзное государство, таможенный союз, но при этом наши соседи продолжали выставлять счета в долларах. Переход на сделки по газу в рублях показывает, что мыслительный процесс в России все-таки идет, правда, со скоростью 1 сантиметр за 25 лет, — считает руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико.
— Насколько справедлива цена на газ в 100 долларов за тысячу кубометров?
— Я абсолютно точно знаю, что в местах добычи газ стоит примерно 15 долларов за тысячу кубометров. Еще процентов 40 от этой суммы — расходы на транспортировку. То есть справедливая цена на российский газ — 25-30 долларов. Все что свыше этой суммы — это расходы на роскошные особняки и зарубежную собственность для тех, кто подмазан к Газпрому.
Я считаю, что белорусы вообще не должны заморачиваться ценой на газ — на их жизнь это никак не повлияет. Единственное, о чем можно задуматься в связи с этой новостью, — почему мы платим не 30 долларов, а 100.
В свою очередь доктор экономических наук Борис Желиба считает, что переход на платежи в российских рублях — это чисто техническое решение, которое не снизит риски Беларуси, связанные с колебанием курса доллара.
— Курс российского рубля все равно ориентируется на мировую валюту, поэтому не стоит рассчитывать на некую стабильность, связанную с курсами, — считает Борис Желиба.
— Беларуси в любом случае придется погасить долг за газ перед Россией — более 200 миллионов долларов. Насколько эта сумма «тяжела» для нас?
— Любая сумма, которая насчитывает не десятки, а сотни миллионов долларов, практически непосильна для нас. Это существенно повлияет на нашу валютную выручку и золотовалютные резервы.
— Как вы считаете, повлияет ли снижение цены на газ на финансовое состояние наших предприятий?
— Кризис в нашей стране настолько глубок, а положение на предприятиях настолько печально, что скидка на газ в 30 долларов едва ли поможет умирающим производствам встать с колен и обрести второе дыхание.
К тому же не факт, что белорусское правительство снизит цену на газ для предприятий. Ведь власти покупают топливо по одной цене, но продают предприятиям по совершенно другой, а разница идет на цели, о которых мы ничего не знаем и которые власти не афишируют.
Совершенно точно могу сказать, что для физических потребителей цена на газ не изменится. Напротив, ближайшие два года тарифы на газ будут только расти, пока не достигнут себестоимости.