Страшный кризис в регионах РФ сопровождается молчанием Росстата и сладкими речами чиновников о будущем.
Начало августа ознаменовалось PR-вбросом от экономических властей РФ, которые попытались сделать "хорошую мину при плохой игре", рассказав о приросте ВВП на десятые доли процента и о новых рекордах индекса ММВБ.
Однако они умолчали о главном: примерно треть субъектов федерации находится в тяжелом финансовом положении, а пятая часть уже допустила, по сути, дефолт, не исполнив свои финансовые обязательства перед гражданами.
Страшный кризис в российских регионах сопровождается молчанием Росстата и сладкими речами федеральных чиновников о будущем РФ, которым активно верят в Питере и Москве. Верят - потому что у них пока еще все относительно хорошо.
Проявления кризиса
Из-за некоего "железного занавеса" все же доносятся страшные истории об экономических ***неприятностях в российской глубинке. Для российских регионов лето очень трудно назвать спокойным.
Приведу лишь несколько фактов, подтвержденных российскими СМИ:
1. Проблемы появились как в госсекторе, так и в частном бизнесе. 6000 работников Качканарского горно-обогатительного комбината, который подконтролен Evraz Романа Абрамовича, Александра Абрамовича и Александра Фролова, объявили "итальянскую забастовку" из-за снижения зарплат на сумму до 15 тыс. рублей при средней зарплате на ГОКе 47 тыс. рублей.
Европейский опыт коллектив ГОКа стал перенимать, боясь увольнений.
Суть "итальянской забастовки" в том, что трудовые коллективы начинают слишком строго соблюдать правила и должностные инструкции, из-за чего резко падает производительность труда. При такой форме протеста уволить кого-либо на законных основаниях очень сложно.
2. Июль-август "порадовали" власти сразу несколькими серьезными эксцессами в регионах.
- В июле 2016 года стало известно, что рабочие сразу двух филиалов "Дальспецстроя", которые заняты на строительстве космодрома "Восточный", готовят забастовку из-за невыплат заработной платы. На 7 июля просрочка в выплатах составила около трех месяцев.
Очевидно, что строительство космодрома финансировалось из федерального бюджета, поэтому этот случай - первый серьезный звоночек.
- Работники Верхнесинячихинского металлургического завода, который находится в поселке Верхняя Синячиха, объявили с 18 по 22 июля голодовку, требуя сократить задолженность по зарплате, которая в июле в целом по заводу уже превысила 11 млн рублей. В акции участвовало 30 человек, заработная плата которым не выплачивалась с ноября 2015 года.
Следственный комитет по Свердловской области завел дело по факту невыплаты зарплаты сотрудникам ООО "Литой элемент ВСМЗ", это помогло чуть-чуть сократить задолженность, но в целом картину не изменило.
- 22 августа шахтеры предприятий группы компаний "Кингкоул" в Ростовской области начали голодовку из-за долгов по заработной плате, которые превышают 300 млн рублей. Зарплата угольщикам не выплачивалась с мая 2015 года.
В голодовке принял участие 61 шахтер. Генеральный директор "Кингкоула" Владимир Пожидаев находится под арестом, а сама компания - в состоянии банкротства. Несмотря на усилия силовиков, разыскать деньги для шахтеров не удается.
- Уже более года в еще более трудном положении находятся рабочие "АвтоВАЗагрегата", которым перестали платить еще летом 2015 года, хотя уже на то время в компании существовал солидный долг по зарплате. Компания обанкротилась и ситуация зашла в тупик.
По данным российских СМИ, общий размер задолженности по зарплате превысил 44 млн рублей. Когда события вышли за рамки отношений меду рабочими и работодателем, самарский губернатор предложил рабочим "АвтоВАЗагрегата" получить двухлетние долги по зарплате у посла США в РФ.
Фундаментальные причины
Можно долго продолжать перечислять очаги забастовок, стачек и прямых конфликтов между трудовыми коллективами и работодателями в РФ.
По моим подсчетам, этот перечень за 2015-2016 годы вырос в десятки раз в сравнении с 2014 годом, который для РФ был благополучным.
Желающие могут сами посетить веб-ресурсы Всесоюзной коммунистической партии большевиков, которая ведет подробнейший учет всех забастовок и стачек в РФ, и насладиться подробностями эксцессов. Практически у всех у них два сценария:
1) нерадивые собственники обанкротили свое предприятие и работники оказались в общей очереди с другими кредиторами. Само собой, что очередь до них не доходит и они вынуждены выплескивать свои эмоции в форме протестов;
2) в регионы не доходит финансирование, которое было выделено из федерального бюджета, часто по той причине, что оно просто было выделено не вовремя.
Эти две причины и раскрывают сущность процессов, которые сейчас происходят в экономике РФ.
За два последних года только по решению суда в России обанкротилось примерно 29 тысяч юридических лиц и процессы продолжают развиваться в негативном ключе.
При этом в 2014 году число банкротств увеличилось на 20% в сравнении с 2013 годом. Естественно, что при сворачивании внутреннего рынка страдает бизнес, и это отражается на статистике банкротств.
Второй момент - это проблемы в системе государственных финансов.
Здесь четко можно проследить зависимость ситуации от цен на нефть. Как только нефть держится на низких уровнях на протяжении 2-3 месяцев, новостные ленты наполняются идеями отложить "важные государственные проекты" на потом.
Самый очевидный пример - история "Керченского моста".
Медленный кризис
Очевидно, что в РФ кризис пошел не по самому плохому сценарию, предполагающему моментальный развал экономики.
Колебание цен на нефть дает возможность "подышать" федералам: летом 2016 года ЦБ РФ даже удалось нарастить ЗВР на $16 млрд, хотя с декабря 2013 года из ЗВР РФ "пропало" около $100 млрд.
То есть время от времени рыночная ситуация дает возможность восстановить потери, но притока ресурсов недостаточно, чтобы восстановиться полностью.
Там же, где экономика была традиционно слабой - а это большая часть субъектов федерации, - мы видим вспышки неплатежей, как в лихие 90-е.
Таким образом, санкции, низкая цена на нефть и крайне неэффективная российская экономика с большой долей госсектора приводят к тому, что в наиболее слабых российских регионах начался экономический кризис, который население не может не ощущать.
Власти РФ эти процессы чувствуют, поскольку сам госаппарат остается способным собирать и обрабатывать информацию, донося ее "наверх".
Поэтому знаменитые слова господина Медведева, произнесенные в оккупированном Крыму: "Денег нет, но вы держитесь!" - как нельзя лучше характеризуют текущую ситуацию.
Вот только к этой правде разные госорганы РФ готовятся по-разному.
К примеру, за Уралом силовики все чаще проводят учения, где по легенде нужно подавлять беспорядки, связанные с многомесячными невыплатами зарплаты, а министерство финансов РФ официально констатирует тот факт, что к концу 2017 года у РФ не будет ни возможностей, ни резервов для выплат зарплат бюджетникам.
Вот только дедлайн российского минфина - декабрь 2017 года - мне кажется слишком оптимистичным. Похоже, в российском правительстве по-прежнему надеются, что нужно "чуть-чуть потерпеть", а потом лучшие времена вернутся.
Выгоды для Украины
В целом, чем дольше продлится такая ситуация в РФ, тем меньшей будет склонность РФ к агрессии в Украине и тем больше будет ощущаться недовольство крымчан, которым есть с чем сравнивать.
Для РФ окно возможностей по аннексии Украины закрывается.
Очередной раунд продления санкций против РФ и очередной минимум на сырьевых рынках, который прогнозируется в декабре 2016 года, ставит под вопрос экономическую и финансовую стабильность в РФ.
Поэтому вопросы международного плана, скорее всего, будут отходить на второй план.
Этих тенденций Украина не может не почувствовать. Правда, есть риск, что правительство РФ попробует "работать против экономических трендов".
С нашей стороны такие попытки будут выглядеть иррациональными, а со стороны западных партнеров это может вызвать продление и расширение санкций.
В конечном итоге, все прогнозы и ожидания в украино-российских отношениях определяются исключительно тем, пойдет ли Владимир Путин на смягчение отношений с официальным Киевом.
Бремя санкций, острый экономический кризис в регионах и бюджетные проблемы, разросшиеся уже до федерального уровня - это те факторы, которые должны сокращать активность РФ в направлении Украины.
В то же время, нужно помнить, что в РФ бюджетные процессы на всех уровнях выстроены таким образом, что силовики и военные получают финансирование в первую очередь.
А значит, первые ласточки экономических проблем могут дойти до них только через несколько лет.
Виталий Шапран, "Европейская правда"