Более 120 лет назад русский философ Владимир Соловьев (не путать с современным телеведущим) четко описал идеологическую болезнь своего народа.
«Представим себе человека, от природы здорового сильного, умного, способного и незлого, - а именно таким и считают все, и весьма справедливо, наш русский народ. И вот мы узнаем, что он, в лице значительной части своей интеллигенции, хотя и не может считаться формально умалишенным, однако одержим ложными идеями, граничащими с манией величия и манией вражды к нему всех и каждого», - писал Владимир Соловьев на страницах альманаха Вестник Европы в сентябре 1892 года.
Причем повод для такого высказывания философа, был вовсе не клиническим. Очерк Соловьева назывался Мнимые и действительные меры к подъему народного благосостояния. Это было небольшое исследование, целью которого было объяснить, почему сельское хозяйство России в страшном упадке. Исследование с цифрами и прогнозами, под стать обычному экономическому анализу.
И вдруг Соловьев завершает очерк утверждением, что царившую тогда засуху нельзя побороть, не решив общей для страны проблемы. И как раз психологической (или даже психиатрической).
«Равнодушный к своей действительной пользе и действительному вреду, он [народ] воображает несуществующие опасности и основывает на них самые нелепые предположения. Ему кажется, что все соседи его обижают, недостаточно преклоняются перед его величием и всячески против него злоумышляют», - пишет Соловьев. И дальше:
«Всякого и из своих домашних он обвиняет в стремлении ему повредить, отделиться от него и перейти к врагам - а врагами своими он считает всех соседей. И вот, вместо того, чтобы жить своим честным трудом на пользу себе и ближним, он готов тратить все свое состояние и время на борьбу против мнимых козней. Воображая, что соседи хотят подкопать его дом и даже напасть на него вооруженною рукой, он предлагает тратить огромные деньги на покупку пистолетов и ружей, на железные заборы и затворы. Остающееся от этих забот время он считает своим долгом снова употреблять на борьбу – со своими же домашними».
Автор этих строк не мог знать (он умер в 1900-м), что вскоре россияне станут одержимы ультра-патриотизмом. Только в одной из организаций такого толка – Союз русского народа – официально состояло около полумиллиона человек. Затем будут две революции, государственный переворот октября 1917-го и весь последовавший за ним кошмар.
Этот очерк Соловьева мне вспомнился вовсе не потому, что, мол, русский порицает русских. Ругал соотечественников не только он. Одно чего стоит строка Шевченко о своих «О, роде суєтний, проклятий, коли ти видохнеш?»
Но вот соловьевские наблюдения 120-летней давности поразительно в деталях описывают современное состояние наших соседей. С ощущением неотвратимости всех событий, последовавших диагнозу от русского мыслителя.
Олег Шама, «Новое время»