Беларусь не предприняла никаких действий по ограничению транзита российского газа.
Пресс-секретарь Минэнерго Людмила Зенькович сообщила, что $228 млн., перечисленные Газпромом в счет оплаты долга за транзит газа, оказались на белорусских счета, пишет АФН.
Оплата пришла с опозданием на два часа. Но за это время первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, обещавший в 13 часов местного времени перекрыть транзит в случае отсутствия денег, так и не вышел к газопроводу Ямал-Европа с разводным ключом в руках.
Поторопился Газпром. Надо было потянуть с оплатой транзитного долга еще несколько часов, а лучше денек-другой. Лишил продолжения такого шоу, в ожидании которого уже набился полный зал зрителей из разных стран с интернациональным попкорном.
Первая часть спектакля была разыграна вчера, когда Семашко грудью встал на защиту Александра Лукашенко, «потребовав» («Я требую» - В.Семашко) от Газпрома немедленно погасить задолженность за транзит, дав на размышление менее суток. В противном случае, пригрозил Семашко, Беларусь полностью перекроет транзит.
Угроза требует адекватно реакции лишь тогда, когда она исполнима. Полностью перекрыть транзит Беларусь технически не сможет. Да, сократили транзит в Литву и соответственно в Калининградскую область. Но транзит в этом направлении осуществляется через газопроводную сеть Белтрансгаза, которая в том числе обеспечивает газом и приграничные с Литвой регионы Беларуси (полностью в любом случае не смогли бы перекрыть).
А вот труба Ямал-Европа, принадлежащая на все 100% Газпрому, проходит через территорию Беларуси металлическим монолитом (в отличие от Украины). Если и есть какая техническая задвижка на компрессорной станции, то Семашко ее все равно закрыть не сможет. Газ идет под давлением со стороны России – его куда-то девать надо, а если что-то в одностороннем суверенном порядке перекрыть, то через пару минут рванет так, что МЧС за неделю не разгребется с последствиями.
Впрочем, поручение полностью перекрыть транзит исходило от Сами-Знаете-Кого, а он у нас специалист по сельскому хозяйству и оболваниванию инвесторов. Но пока Семашко искал разводной ключ и строительные рукавицы, для заполнения информационного вакуума были задействованы «депутаты» с лозунгами «Ответим суверенным ультиматумом на российский ультиматум» и эксперты, изучившие график изменения рыночной цены акций Газпрома на фондовом (не белорусском) рынке за последние три дня и оценившие потерю капитализации Газпрома в $4,5 млрд. исключительно по одной причине – газовая война с Беларусью.
Вообще-то, экспертам следовало взглянуть на историю газовых отношений Беларуси и России с того момента, как кресло президента РФ занял Владимир Путин. Вот уже на протяжении 10 лет газовая тема – Беларусь должна, хочет низкую цену, несвоевременно оплачивает, отказывается платить – входит в топ-5 белорусского новостного контента.
Можно также заметить определенную закономерность в поведении Газпрома в последние годы: в 1-м квартале Газпром убеждается, что очередное неисполнение Беларусью своих обязательств является не случайным, а преднамеренным, и со 2-го квартала начинает требовать исполнение обязательств с тем, чтобы к традиционно назначаемому на последнюю декаду июня акционерному собранию подойти в наименьшим количеством «висяков» (просроченной дебиторской задолженности).
Именно так произошло и в текущем году. Представители этой компании еще в марте заявили о необходимости оплаты газа по контрактной цене – читай: выбивание долга началось почти 4 месяца назад и завершилось за день до собрания акционеров - 25 июня 2010 года.
Потому-то аналитика на ленте госагентства БелТА на тему рыночной стоимости акций Газпрома и наводит на мысль о том, что белорусские высокопоставленные чиновники, и не только, не брезгуют вкладывать свои сбережения в акции крупных российских компаний.
Стоило Медведеву объявить о 5-дневном моратории, как белорусские инвесторы в акции Газпрома капитализировали свою прибыль, а затем начали играть на понижение, отказываясь платить и перекрывая отдельные трубы, чтобы на пике падения вновь прикупить газпромовские акции. (Спросить бы у этих – когда в стране свой фондовый рынок появится?)
Но, к сожалению белорусских инсайдеров, Семашко так не вышел с разводным ключом к газопроводу Ямал-Европа.