Парень вырезал надпись «Нічога няма» и носит ее в рюкзаке.
Жителя столицы Романа в метро досматривают чуть ли не при каждом втором визите. Поэтому он вырезал надпись «Нічога няма», носил ее в рюкзаке и следил за реакцией при досмотре, пишет citydog.by.
– С досмотрами в метро у меня давняя история: езжу много, почти всегда с рюкзаком, и поэтому проверяют меня тоже очень часто. Я по-прежнему не считаю это эффективным – особенно с учетом того, что установка «проверять всех с рюкзаками» контролируется через камеры наблюдения, и весь процесс организован «для галочки».
Чтобы проверить эффективность досмотров, Рома даже некоторое время носил с собой пластиковый пистолет: «Чтобы было не так скучно», – смеется он. Но после того, как молодому человеку пришлось десять минут ждать дежурного милиционера для подтверждения «игрушечности» пистолета, он от идеи отказался: «Время дороже, да он и не просвечивается на экране, а ручной досмотр давно стал редкостью», – объясняет Рома.
– Традиционный для Беларуси способ решения проблемы (да, у меня с этим проблема) через «привыкнуть» не прижился, поэтому несколько месяцев назад я вспомнил о проекте Black Market минского художника Леши Лунева, в одном из девяти листов которого использовалась фраза «Нічога Няма».
Рома решил сделать свои буквы, которые просвечивались бы на экранах компьютеров «проверяльщиков», и рассказал о своей идее автору. После пары тестов стало ясно, что лучше всего вырезать фразу из металла.
Мы спрашиваем, как Роме удалось сделать эту серию фотографий – ведь в минском метро делать фотографии запрещено.
– Первое время я пробовал спрашивать разрешение на фотографию, но все рабочие места службы безопасности просматриваются камерами, и, понятное дело, никто не расположен писать объяснительные еще и о каком-то чуваке, фотографирующем экран монитора. Поэтому все фотографии делаются без согласования – с современными телефонами это не проблема.
– Зачем мне это нужно? Хотелось повернуть всю эту, в общем-то, грустную историю – о репрессивном аппарате, системе запугивания, презумпции виновности и т.д. – в какую-то позитивную обертку. Хотелось развеселить серьезных контролеров. По большому счету, они целыми днями смотрят на эту надпись, но видна она только в моем рюкзаке.
Рома говорит, что ему снова стало нравиться ездить на метро, и некоторое время он даже немного расстраивался, если его не проверяли.
– Реакция работников на мой рюкзак почти всегда позитивная, изредка сдержанно-нейтральная, негативного отношения за несколько месяцев не встречал. Некоторые уже запомнили меня и иногда спрашивают, когда появится какая-то новая надпись.