Налоговики считают, что массаж и сауна - это медуслуги, и салон оказывал их без лицензии.
В Могилеве налоговая обвинила спа-салон «Сакура» в предпринимательской деятельности без лицензии. По мнению инспекции, с сентября 2014 года по февраль 2016-го частная организация «осуществляла медицинскую деятельность». Руководство салона настаивает: это спа-услуги, а неразбериха произошла из-за письма Минздрава. Дело дошло Верховного суда, пишет tut.by.
Налоговая: спа-массаж — это медуслуги
Протокол в налоговой составили после внеплановой тематической оперативной проверки. В нем частное предприятие «Спарадай» — ему принадлежит спа-салон «Сакура» — обвинили в предпринимательской деятельности без специального разрешения. В «Сакуре» оказывались спа-услуги: спа-массаж, услуги в спа-капсуле, инфракрасная сауна и баня и др. Лицензия, по мнению налоговой, была для этих услуг обязательна. Их отнесли к физиотерапии — в том числе лимфодренаж, массаж, аппаратную термотерапию в спа-капсуле и инфракрасную сауну.
Налоговая ссылается на письмо Министерства здравоохранения от 17 марта 2016 года, которое получило по своему запросу. В письме Минздрав указывает, что постановлением Совета министров № 309 утвержден перечень процедур, которые непосредственно относятся к работам и услугам по физиотерапии и косметологии, в том числе и «указанные в поступившем обращении услуги (лимфодренаж, мезотерапия, SPA-капсула, инфракрасные сауна и баня, др.)».
В протоколе также указано, что у «Спарадая» была лицензия на физиотерапию и массаж с 2009 по 2014 год. Далее организация лицензию не продлевала.
Спа-салон: Минздрав согласовал госстандарт, по которому мы работаем
Директор спа-салона Ольга Мириева объясняет, что лицензию предприятие «Спарадай» получило еще до вступления в силу указа президента № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», то есть в то время, когда законодательство еще не регулировало спа-услуги.
— По указу № 450 предприятие имело право продолжить деятельность по ранее выданной лицензии, что и сделало, — пояснила руководитель. — А с 1 июля 2014 года в Беларуси постановлением Госстандарта официально ввели такой вид услуг, как спа-услуги. В указе № 450 спа-услуги не указаны — значит, и лицензии не нужно. Поэтому предприятие и решило, что продлять медицинскую лицензию нужды нет.
В 2015 году ввели в действие нормы СТБ 2412−2015 «Услуги бытовые. Спа-услуги. Термины и определения» — нормативный правовой акт, официально одобренный Минздравом.
— Налоговая к нам в спа-салон «Сакура» еще и в 2015 году приходила, и мы еще тогда говорили: мы спа-салон, оказываем спа-услуги. И никогда нам «безлицензионку» не вменяли. И тут вдруг в 2016 году после письма Минздрава передумали и составили протокол, — продолжает Мириева. — В СТБ 2412−2015 четко указано: спа-услуги не являются медицинскими услугами, т.к. не направлены на медицинскую диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию. Они имеют общеоздоровительное, косметическое, релаксирующее воздействие, в связи с чем лицензированию не подлежат.
Руководитель также подчеркивает: с 25 мая 2015 года предприятие зарегистрировано как спа-салон в реестре бытовых услуг. На массаж, лимфодренаж, термотерапию, в сауну клиенты приходили без направлений врача или каких-либо медицинских показаний, то есть без цели лечения. И десятки клиентов это подтвердили во время опроса налоговой.
— Спа-услуги не определены в качестве составляющих работ или услуг лицензируемой медицинской деятельности. А в постановлении Совмина № 309, устанавливающем перечень лицензируемых медицинских услуг, на которые ссылается налоговая, вообще нет такого вида услуг, как спа-услуги, как нет и лимфодренажа, и сауны, а тем более бани! Выходит, налоговая штрафует нас на основании письма Минздрава, а не на основании закона? — задается вопросом Ольга Мириева и вздыхает: — Баню уже залицензировали.
В качестве аргумента спа-салон «Сакура» приводит также ответ Минторга на свое обращение. Правда, свое мнение министерство называет неофициальным толкованием:
«Государственным стандартом […] спа-услуги определены как бытовые. […] Оказание бытовых спа-услуг в спа-объектах потребителям не требует специальных разрешительных документов (лицензий, сертификатов)».
При этом Минторг ссылается на указ № 450 и уточняет, что лицензия нужна для массажа, оказываемого при амбулаторном или стационарном оказании медицинской помощи.
Есть у «Спарадая» и ответ Белстата, который подтверждает, что спа-услуги (спа-массаж и др.) относятся к таким видам деятельности, как «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты» и «Деятельность по обеспечению физического комфорта». Причем к последнему относятся массаж тела (кроме медицинского, осуществляемого в лечебных целях), работа саун, парных, турецких бань. У каждого из видов есть код по общегосударственному классификатору видов деятельности — 96 020 и 96040 соответственно.
— Это очень важный момент. Область применения общегосударственного классификатора видов деятельности выходит за рамки статистической деятельности. По закону, классификатор может использоваться для идентификации объектов правоотношений, то есть непосредственно для определения — относится деятельность к лицензируемой или нет, — подчеркивает Ольга Мириева.
При этом Белстат подчеркивает, что правильность применения классификации видов экономической деятельности определяет орган госуправления, разработавший и принявший конкретный нормативно-правовой акт. То есть в случае «Спарадая» Минторг, а не Минздрав.
Экономический суд: виновны, штраф
Дело «Спарадая» Экономический суд Могилевской области рассмотрел 2 августа. В постановлении суда отмечено, что налоговая составила протокол «односторонне, неполно и необъективно и его текст противоречит материалам дела». Однако налоговики «дали правильную оценку всем собранным по делу доказательствам и полученной информации».
Суд пояснил, что нормы положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного указом президента № 450 и обладающего высшей юридической силой, не содержат разграничений по видам массажа. Что по закону о здравоохранении к медицинским услугам можно также отнести те, которые направлены не только на диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование, а и на сохранение, укрепление здоровья, в том числе и на профилактику.
Дал ли суд оценку разъяснениям Минторга и Белстата, в протоколе не указано.
Вину предприятия «Спарадай» суд признал доказанной и постановил наложить штраф в размере 200 базовых величин (4200 рублей) с конфискацией дохода в сумме 3 268,11 рублей.
Спа-салон не согласен с решением Экономического суда и считает себя заложником письма Минздрава. «Спарадай» обжалует решение в Верховном суде.