Вместо экономики власти играют в игру под названием «дурак».
Об этом в интервью charter97.org заявил экономист Леонид Заико.
– По сравнению с началом года общий госдолг вырос на $3 миллиарда. Чем это может обернуться для Беларуси?
– Внешний госдолг Беларуси составляет где–то 13–14 миллиардов долларов США. Однако для реальной ситуации важнее суммарный долг, а он у нас под 40 миллиардов. Если он увеличится на 5-6%, то мы просто продадим калийный комбинат за 30 миллиардов и будем смотреть, как китайцы калий добывают. Зато долгов не будет.
Что касается обслуживания госдолга, то все деньги берутся с населения из счет налоговых поступлений и не только. Я подсчитал, что если взять все выплаты по долгу (а они в прошлом году составили 4 миллиарда), то на эти деньги можно было построить 100 тысяч маленьких квартир и вручить их каждому выпускнику школы. Если бы этого долга не было, мы бы в течение года всех выпускников обеспечили своими квартирами. Поэтому все эти существующие долги снижают наш уровень жизни. Вот и все.
– Получается, что Беларусь претендует на кредиты якобы для реформ, но на самом деле использует их для погашения долгов?
– На Западе и в России дураков все–таки немножко меньше, чем в Беларуси. Поэтому если белорусский дурак обратится за деньгами к русским, чтобы погасить долг международной организации, то русские, как и весь мир, скажут: вы живете слишком рискованно, эти деньги вы не отобьете, поэтому мы вам ничего давать не будем. Они могут сказать так: мы можем дать вам деньги, если вы, скажем, разрешите нам приватизировать автомобильный завод. Поэтому давать деньги в долг на оплату других долгов – пока это практика мало приемлема. Кредит может быть только на таких условиях: мы вам дадим, а вы нам разрешите потом собирать клубнику или картошку вместе с Депардье в огороде Лукашенко.
Беларусь получала какую–то поддержку от России. В прошлом году четыре миллиарда дали, в этом году – три . Что–то выцарапывали, что–то выпрашивали. Вопрос не в том, отдают ли власти долги, вопрос в том, зачем они их брали? Пусть назовут фамилии тех, кто брал: их жен, детей, родственников. Пускай они отвечают.
То, что жертвовать придется белорусам, это однозначно. Но для белоруса тракторный завод или калийный комбинат ничего не представляет, потому что он не собственник, у него нет акций, с ним просто чиновники играют в игру, которая называется «Дурак». Возможно, играют в подкидного «Дурака». Они подкидывают, а ты – дурак.