Много лет люди жаловались во все инстанции на «мутные схемы» в строительстве, однако чиновники их игнорировали.
Субботнее выступление председателя Мингорисполкома, касавшееся таких неоднозначных столичных строек, как «Маяк Минска» и «Волынь», вызвало немало возмущений у дольщиков. Минчане, вложившие свои сбережения в возведение «города в городе», уже дали ответ градоначальнику. Теперь настал черед горемык, связавших свою жизнь с «Волынью», пишет onliner.by.
Четыре этажа за пять лет — почти официальный антирекорд белорусской строительной отрасли. Десятки дольщиков несколько лет ищут, но никак не могут найти правду. Их проблему не обошел стороной и Андрей Шорец. «Он также прокомментировал ситуацию вокруг ОАО „Волынь“, дольщики которого сами и явились создателями проблемной ситуации, — пишет БелТА. — Расплачивались с застройщиком наличными деньгами без заключения соответствующих договоров и в итоге пострадали. В ситуацию вмешался глава государства, принят соответствующий нормативный акт, согласно которому Мингорисполком достраивает этот дом. Отдельные договоры, которые были заключены на законных основаниях, застрахованы. Страховая компания возмещает часть затрат. Были опрошены все дольщики, и большинство из них согласились принять участие в достройке этого дома. Ситуация под контролем, никаких проблем здесь нет».
Заявление звучит вроде как оптимистично, но не все так однозначно, уверены главные действующие (читай — обманутые) лица.
— Как всегда, выкрутили ситуацию в духе «сам дурак», — возмущен один из несостоявшихся владельцев квадратных метров. — Тех, кто приносил наличные в офис застройщика, было очень мало — около 20 из ориентировочно 120. Эти договоры заключались на самом первом этапе, когда у «Волыни» еще даже не было расчетных счетов и проектно-сметной документации. Но компании отчего-то разрешили вести параллельное проектирование (спрашивается, откуда взялось такое доверие к неизвестному и ничем не зарекомендовавшему себя застройщику?), и на основании этого они привлекали дольщиков.
Мутные схемы сопровождали строительство с самого начала — например, есть люди, у которых на руках договоры с застройщиком, но нет подтверждения оплаты. Вдобавок к этому, насколько мне известно, «Волынь» якобы рассчитывалась еще не построенными квартирами с физлицами за некую помощь. Но проверяющие органы этого не видели. Изменился и облик дома — изначально он должен был быть 15—17-этажный, но потом подрос еще на несколько этажей, по документам это нигде вроде бы не проходило. То есть «Волынь» продавала просто воздух. Отсюда вопрос — почему государство разрешает продавать воздух?
Когда мы, дольщики, поняли, что ситуация аховая и надо срочно что-то делать, начали обращаться во все органы, но нам упорно отвечали — это нас не касается. Даже Мингорисполком открестился, хотя ранее выделил землю этому застройщику и должен был, согласно законодательству, как никто другой следить за процессом. С помощью юриста мы написали заявление о том, что компания по сути банкрот, и подали его в прокуратуру. Через некоторое время получили такой ответ.
Есть у нас и другие, не менее занимательные, ответы из разных инстанций.
«Волынь» продолжила свою деятельность и привлекала новых дольщиков. Проверки в компании были, причем несколько раз, но по их итогам руководству выносились только замечания. Понимаете? Всего лишь замечания, хотя практически с самого начала каша заварилась такая, что даже дольщики, у которых есть доступ не ко всем документам, разобрались — пахнет уголовщиной и обманом по всем фронтам, а профессионалы не смогли.
Есть вопросы и к страховой компании. Как можно страховать облигации, не проверив финансово-хозяйственную деятельность застройщика? Согласно отчету антикризисного управляющего, «Волынь» была банкротом в 2011 году и в 2012 году (банкротом компания считается, если она четыре квартала подряд устойчиво неплатежеспособна), и в то же время производился выпуск новых застрахованных облигаций, которые покупали люди. Последние дольщики привлекались, по-моему, в январе 2015 года. Как это возможно?!
Такое огромное количество людей пострадало именно из-за того, что госорганы отнеслись пассивно не только к «звоночкам», но и к настоящим «колоколам» — никто не хотел их слышать.
Согласно материалам следствия, $5 миллионов растворились. И это не те деньги, которые люди принесли наличкой. После указаний главы государства разобраться в ситуации досконально, многочисленные компании, которые работали с «Волынью», оказывая ей услуги, начали моментально банкротиться и исчезать из поля зрения. Найти концы практически невозможно. У нас такое ощущение, что жизнь «Волыни» искусственно поддерживали, несмотря на наши письма и просьбы разобраться. А сейчас говорят — сами виноваты. Так а кто разрешил всему этому беспределу твориться?
Лично я заключил официальный договор, есть подтверждение оплаты, с моей стороны все чисто! Спрашивать надо не с тех, кто, доверяя застройщику и государству (которое выделило землю и дало разрешение), честно платил деньги, а с тех, кто не выполнил свои обещания, и с тех, кто не реагировал на крики о помощи, хотя должен был это сделать по долгу службы.