Любая попытка Александра Дыдышко приехать на пикет в Минск сопровождается слежкой, повестками, а временами — и «депортацией» в Ляховичи.
Александр Дыдышко получал пенсию МВД с ноября 1994 по 1 января 1999 года. В 1998 году экспертиза установила, что оснований для инвалидности у бывшего опера нет, однако на работе его так и не востановили. Попытки решить проблему через МВД и Совет министров не увенчались успехом. Поэтому Александр Дыдышко пошел другим путем — через пикеты, пишет belprauda.org.
За последние полгода бывший опер пять раз обращался в Мингорисполком за разрешением провести пикет напротив здания МВД — пять раз ему отказывали.
Последнюю попытку Александр Дыдышко предпринял 26 августа. В ночь перед поездкой бывший опер переночевал у друга; как оказалось, вечером домой привезли повестку в Ляховичский РОВД на 11 утра 26 августа. «Дома находился сын, когда приезжали сотрудники милиции. Обычно милицию воспринимают как защиту, а мой сын, который прежде сам мечтал работать в милиции, говорит: никогда не пойду в милицию!», — рассказал А. Дыдышко.
Бывшему оперу, благодаря чутью, удалось вырваться в Минск. Уже возле здания МВД А.Дыдышко почувствовал слежку, здание министерства было оцеплено сотрудниками милиции в штатском. Ко мне подошли четыре человека в гражданской форме, одного я узнал — заместитель начальника РОВД Москвоского района Минска. И попросили меня не проводить пикет. У меня остался единственный шанс получить пенсию — принятие министром внутренних дел волевого решения», — отметил бывший опер.
«Я понимаю, что на основании действующего законодательства мне не могут назначит пенсию МВД. Но в то же время «бывших пенсионеров» не бывает. Чтобы назначить мне пенсию, я должен просить министра провести правовую экспертизу с момента получения травмы: было ли основание меня увольнять? Чтобы назначить мне пенсию, надо признать мое увольнение необоснованным, за которое полагается компенсация. Я не хочу никакой компенсации: дайте мне жить спокойно! Из-за постоянной слежки милиции моя жена Ирина уже говорит мне: давай продадим дом и переедем в другой город. Но я не чувствую себя преступником, чтобы бежать в другой город. Но я не собираюсь бежать в другой город от преследования», — заявил Александр Дыдышко.
29 апреля бывший опер из Ляховичей Александр Дыдышко впервые приехал в Минск – пикетировать здание МВД. Однако к началу пикета сотрудники милиции оцепили весь сквер Адама Мицкевича в Минске.
19 июня 1994 года, находясь в «чернобыльском» отпуске, Александр Дыдышко вместе с начальником ГАИ Глобусом Александром попали в ДТП, в котором последний погиб. Сам А.Дыдышко получил увечие при исполнении, однако из-за нарушений при проведении служебного расследования со стороны МВД руководство не признало, что милиционер получил травму при исполнении служебных обязанностей.
В попытках добиться справедливости Александр Дыдышко в 2015 году четырежды записывался на прием к министру МВД Игорю Шуневичу с целью добиться от руководства МВД изменения формулировки и даты увольнения, с целью установления размера должностного оклада и выслуги лет для исчисления пенсии. Три раза приём вместо министра вел его первый заместитель Михневич В.В. с начальником штаба МВД. Бывшему милиционеру отказали в допуске на приём 10 февраля 2016 года, который вел министр. На приёмы министра МВД, которые проводятся в министерстве, Александра Дыдышко не допускают. А 9 марта бывшему милиционеру вообще запретили входить в здание ГУК МВД Республики Беларусь.
Александр Дыдышко родился в 1960 году. С 1 ноября 1987 по 21 ноября 1994 года работал оперуполномоченным ОБЭП (БХСС), с 21 ноября 1994 года по 1 января 1999 года являлся пенсионером МВД Республики Беларусь (по болезни), с 1 апреля 2002 года по 16 февраля 2015 года – служащий ГИАО Ляховичского РОВД. Сейчас работает инженером по подготовке кадров.
«Я не понимаю руководство МВД, которое не ищет с сотрудником компромиссное решение»
Ситуацию комментирует руководитель правозащитного центра «Правовая помощь населению» Олег Волчек:
- Борьба за безнадежное дело уже является небезнадежным действием. Это к тому, что с бывшим оперативным сотрудником МВД А.Дыдышко его руководство поступило неправомерно, уволив из органов в связи с получением увечья при исполнении служебных обязанностей. Я не понимаю руководство МВД, которое не ищет с сотрудником компромиссное решение.
Эта история уже вышла за рамки Ляховичского РУВД, Брестского УВД, и теперь в его проблему втягивают все больше сотрудников милиции. Я сам убедился, когда присутствовал на первом, несостоявшемся пикете, на котором, по самым скромным подсчётам, присутствовали минимум 10 человек. В последнюю нашу встречу я обратил внимание, что его контролируют четыре сотрудника МВД. Уже не говорю про Ляховичи, где весь райотдел знает, что их коллега хочет восстановить свои права. При этом Дыдышко действует законными методами, что особенно не нравится вышестоящему начальству.
Наш центр готовит все заявки на пикеты в соответствии с действующим законодательством; при этом очевидно, что Дыдышко не дадут провести пикет. Ведь сегодня в МВД и так сложная ситуация: нехватка кадров, нет престижа, урезаются доплаты (это касается съёмного жилья), самоубийства милиционеров во время службы и другие проблемы. А если дать ему право на пикет, то к нему могут присоединиться и другие сотрудники МВД, у которых также накопились вопросы к руководству.
Я не считаю, что это дело безнадежное, так как правда за ним. Будь он коррумпированным сотрудником милиции, на него давно нашли бы компромат.
МВД не реагирует на законные требования Дыдышко, но проблему надо решать, так как я уже вижу, что скоро в каждом РУВД страны будут обсуждать сложившуюся ситуацию. Эта проблема легко решается: просто надо взять министру МВД вопрос под свой контроль и поставить точку. Сегодня МВД надо заниматься раскрытием преступлений, а не устраивать засады на своих же бывших сотрудников. Закон на стороне Дыдышко.