В «год культуры» Минск может остаться без главного кинофестиваля.
После десятков писем и встреч главный кинофестиваль страны — Минский международный «Лiстапад» — все же остался без своего основного партнера — открытого акционерного общества «Беларуськалий».
К минимуму сведены и другие источники финансирования, в том числе и бюджетные: на сегодня оплатить расходы фестиваля дирекция может лишь на 40 процентов. Как так вышло, что в Год культуры столица может остаться без международного кинофестиваля, разбирались журналисты tut.by.
«Мы получили 65 отказов на письма с просьбой о финансовой помощи фестивалю»
В офисе дирекции «Лiстапада» на Интернациональной стоит оживленный предфестивальный гул: международные звонки, встречи, программные директора вопреки всему формируют конкурсные и внеконкурсные программы. Думаешь, будто ничего не случилось, пока не затрагиваешь наболевшую тему — финансовую.
— Мы потратили на раскрутку имиджа фестиваля и на то, чтобы поднять его статус, 6 лет и сейчас вынуждены откатываться назад, — разводит руками заместитель директора Раиса Розум. — На сегодня у нас есть договоренность на 40 процентов от необходимой на фестиваль суммы (это деньги от наших основных учредителей — Министерства культуры и Мингорисполкома). Из нее до мероприятия нам выплатят и того меньше — 70−80 процентов от этих сорока, то есть у нас буквально пока связаны руки.
По словам организаторов, этих денег частично хватит на конкурсную программу и приезд жюри. При таком раскладе ни о каких гостях, внеконкурсных программах и индустриальной платформе уже речи не идет. Тем самым «Лiстапад» вынужден будет вернуться к прежнему формату — региональному смотру кино, что не соответствует статусу международного фестиваля. Не потянет дирекция и гостей, коих за предыдущие шесть лет перебывало в Минске в избытке (вспомним хотя бы Фанни Ардан, Киру Муратову, Людмилу Гурченко, Эмира Кустурицу, Андрея Звягинцева, Сергея Лозницу, Клер Дени и многих других). На вопрос, чем мотивирован отказ в финансировании, в дирекции дружно говорят одно: «Нет денег».
— Когда мы обращаемся за помощью к государственному и частному бизнесу, мы слышим только эту фразу, — продолжает Раиса Розум. — Знаете, мы уже получили 65 отказов на официальные письма с просьбой о финансовой помощи фестивалю. Как это ни печально признавать, но на кино и театр денег никогда не хватает. Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ» существует в данном случае благодаря ОАО «Белгазпромбанк» и ОАО «Газпром Трансгаз Беларусь», и как никто не отменял роль личности в истории, так и мы не перестаем говорить о роли председателя правления банка Виктора Бабарико в истории театральной Беларуси. У кино такой личности пока нет.
Некоторые постоянные спонсоры фестив я отмечают, что все средства на поддержку подобных проектов уже распределили — кто-то поддержал рублем, например, фестиваль «Славянский базар в Витебске», бюджет которого, к слову, в этом году приблизился к 57 млрд рублей. В то же время бюджет «Лiстапада», по словам дирекции, в семь раз меньше — 7−8 миллиардов.
Организаторы «Лiстапада» подчеркивают и сопутствующие причины трудностей в финансировании культуры: нет у нас законодательного поощрения меценатства в этой сфере, как в других странах. Нет в Беларуси и Фонда кино, который в соседних странах берет на себя частичное финансирование фестивалей. В Эстонии, например, есть негосударственный «Фонд Культуркапитал», который формируется в числе прочего от части налога на акцизы. В этот фонд можно подать заявку на финансирование проекта, и неважно, государственный он или частный. Независимая комиссия дает оценку и выделяет финансирование.
— Министерство культуры не может объять все, но у нас же нет и других источников. И дело не только в конкретных суммах на конкретный фестиваль, тут вопрос глубже — как изменить ситуацию с финансированием кино и кинофестивалей на глобальном — законодательном уровне. Если говорить о формальных моментах, то у нас же даже дирекция фестиваля не узаконена. Во всех странах дирекция работает круглогодично, существует как отдельная структура, мы же выступаем подрядчиками. Поймите: невозможно работать, развивать что-то, когда ты не знаешь, заключат с тобой договор в этом году или нет.
Да, нам как государственному фестивалю предоставляют бесплатно площадки — кинотеатры, но ведь и городская казна от этого пополняется — все вырученные с продажи билетов деньги возвращаются городу. Пусть это даже не половина вложений, но мы на неделю обеспечиваем полные залы на площадках — это тоже уровень в том числе и зрительского доверия к нам. Туристический потенциал «Лiстапада» тоже еще будет раскрываться, ведь кинофорум — это не просто минский фестиваль для минчан, на него съезжаются и зарубежные гости. Следом подтянутся и зарубежные зрители.
«На смету одного европейского кинофестиваля можно провести 5 белорусских»
Финансовые сложности с фестивалями — история не сугубо белорусская. По словам программного директора «Лiстапада» Игоря Сукманова, каждый второй кинофорум думает о том, где найти деньги на свой фестиваль.
— Не нужно думать, будто в той же Европе все гладко с финансированием — нет. Другое дело, что наш бюджет и рядом не стоял с бюджетами европейских или российских кинофорумов. Грубо говоря, на смету одного европейского кинофестиваля можно провести 5 белорусских.
Финансовая поддержка фестивалей должна происходить осмысленно: инвестор и государство должны понимать, что культура — двигатель прогресса. Деньги, которые вкладываются в культуру, вкладываются не ради логотипа на роллапе или произнесенного имени со сцены — это все ярмарка тщеславия. Они вкладываются, потому что любой кинофестиваль способствует развитию местной индустрии кино, ее интеграции в мировую систему координат.
Нужно понимать, что вложившись в культуру, бизнес не получит выгоду здесь и сейчас.
Согласна с Игорем Сукмановым и Ирина Демьянова, директор программ неигрового кино «Лiстапада»:
— Любой фестиваль, и наш — не исключение, работает на национальную кинематографию. В первую очередь потому, что большое кино сегодня не делается в одной стране. Начиная от скромного документального и заканчивая крупными художественными проектами — все, что сейчас производится в индустрии кино, — результат копродукции. У нас, как и в любой другой европейской стране, не хватает денег на кино, а значит, в его производстве мы можем участвовать в копродукции с кем-то. Чтобы этого добиться, мы должны двигать своих кинематографистов в профессиональное пространство, помогать им налаживать контакты с коллегами из других стран. И в этом как раз помогает фестиваль «Лiстапад».
Кинематографисты едут на фестиваль вовсе не за программой, а за профессиональной платформой, где есть встречи, питчинги, общение и кинорынок, где и завязываются связи для дальнейшей копродукции. Кроме того, он помогает и зрителям, и самим кинематографистам быть в контексте — показывает прогрессивные с точки зрения киноискусства работы, важные этапные для современного киноязыка вещи.
Во взаимодействии национальной культуры и фестивального движения выстраивается следующая цепочка: не будет контекста и площадки для общения кинематографистов, не будет и национальной кинематографии. Не будет ее, не станет и части культуры. А не станет культуры, не будет нации. И коль скоро кинематография в Беларуси была, почему бы ей не быть снова.
5 достижений кинофестиваля «Лiстапад» за последние 5 лет
В завершение разговора мы попросили дирекцию «Лiстапада» сформулировать 5 самых главных достижений фестиваля. Остановились на следующем:
1. «Лiстапад» и Беларусь вместе с ним стали частью международного киносообщества — нас приняли в FIAPF — Международную федерацию ассоциаций кинопродюсеров. И сейчас фестиваль имеет уникальный формат — фокус на кинематографе стран бывшего коммунистического пространства (объединяя Восток и Запад, Азию и Европу, отслеживая тенденции развития кино в этих регионах).
2. Национальный конкурс «Лiстапада» активно способствует узнаванию в мире генерации молодых белорусских авторов.
3. В этом году, скорее всего, белорусская ассоциация кинокритиков войдет в состав международной — ФИПРЕССИ.
4. Возросло внимание молодой аудитории к авторскому кино, и начало формироваться киносообщество вокруг и благодаря «Лiстападу» — мелкие фестивали, показы, группы.
5. Благодаря «Лiстападу» о Минске как о территории кино узнали и Фанни Ардан, и Клер Дени, Брийянте Мендоса и многие другие. Беларусь как площадку для копродукции и совместной работы в том числе благодаря «Лiстападу» заметил Сергей Лозница, и в результате «Беларусьфильм» вошел в проект фильма «В тумане», который получил приз в Канне.