Власти углубляют проблему, забирая финансовые ресурсы из рентабельных секторов экономики на субсидии убыточных госпредприятий.
По итогам первых семи месяцев года импорт товаров превысил экспорт почти на 2 миллиарда долларов. Это – на 0, 5 миллиарда хуже, чем в прошлом году, и на 100 миллионов долларов хуже, чем в предыдущем месяце, передает «Белсат».
«Это чревато очередной инфляцией, очередным падением курса белорусского рубля», – полагает экономист Лев Марголин.
Курс рубля переоценен на 7-12%
Утечка валюты из страны из-за отрицательного иностранного сальдо – главная причина регулярных девальваций в нашей стране. Курс белорусского рубля с начала года ослаб к доллару всего на 4,5%, но держится исключительно за счет высоких ставок за кредиты, иностранных кредитов и того, что население распродает свои валютные запасы. Евразийский фонд стабилизации развития предупреждает: курс белорусского рубля – по-прежнему завышен.
«Расчеты равновесного значения показывают, что завышенность курса рубля колеблется в диапазоне 7-12%», – уверен Алишер Усманов, менеджер ЕФСР по стабилизационным кредитам.
Понимая угрозы отечественной валюте, власти пытаются диверсифицировать экспорт от застойного российского рынка. Несмотря на громкие заявления и активные попытки руководства подписать выгодные контракты, например с Вьетнамом, в этом году белорусский экспорт в эту страну обрушился вдвое. Специалисты объясняют: политические соглашения уже не способны компенсировать неотвратимую потерю конкурентоспособности белорусским госсектором.
«Можно сказать, что одна из причин сокращения экспорта – это сокращение российского рынка, но интересно, что и доля белорусских автомобилей на российском рынке также сокращается. А это значит, что мы проигрываем конкурентную борьбу», – пояснил Лев Марголин.
Евразийский фонд стабилизации и развития подчеркивает: падение цен на сырье не способствует, только обостряет проблемы белорусской экономической модели. По подсчетам фонда, с 2013-го до 2015-го года, несырьевой экспорт Беларуси, то есть без учета нефтепродуктов и калия, в реальном измерении сократился на 17%, а продажи инновационной продукции обрушились вдвое. По словам экономиста Льва Марголина, власти продолжают углублять проблему, забирая финансовые ресурсы от рентабельных секторов экономики на субсидии неконкурентоспособных государственных предприятий.