Некоторые нововведения чиновников нельзя расценивать иначе чем сознательное издевательство над национальным языком и культурой.
Известный лингвист, переводчик, литературовед Лявон Борщевский в газете «Народная Воля» раскритиковал новую школьную программу по белорусской литературе:
- Реформационный зуд белорусских чиновников, ответственных за общее среднее образование, никак не лечится. Сколько было в последние годы говорено-переговорено, что снижение количества часов на изучение белорусского литературы в общеобразовательной средней школе до полутора (!) в неделю (после печально известной "рубиновской" реформы 2009 года) нельзя расценивать иначе чем сознательное издевательство над национальным языком и культурой! Но пыл местных “образователей“ уже невозможно сдержать.
В самой учебной новой программе из числа произведений для обязательного изучения в 10-11-х классах безжалостно выброшены:
- знаковое произведение несоветской сатирической прозы -- "Записки Самсона Самасуя" Андрея Мрыя,
- философский роман Кузьмы Черного "Поиски будущего",
- шедевры белорусского малой прозы, рассказы “Кветка пажоўклая” Михася Зарецкого и “Галя” Янки Брыля, “На чацвёртым годзе вайны” Михася Стрельцова, “Чазенія” Владимира Короткевича, “У ціхім тумане” Ивана Чигринова,
- остросоциальная комедия “Пагарэльцы” Андрэя Макаёнка,
- гістарычная драма Аляксея Дударава “Чорная панна Нясвіжа”.
Наконец от национальной эпопеи "Колосья под серпом твоим" того же Владимира Короткевича (если хотите, нашей "Войны и мира"!) Оставлены только отрывки ...
Пострадали и, как на мой вкус, лучшие, самые искренние произведения Ивана Шемякина - повести "Торговка и поэт" и "Неповторимая весна". Удалены из программы произведения мировой литературы -- новелла "Старик и море» Эрнеста Хемингуэя, роман "Дом без хозяина" Генриха Белля. Не знаю, случайно или нет, но удалены, в основном, произведения именно антивоенной гуманистической направленности. Создается такое впечатление, что кому-то под звуки литавр воинственных парадов и пафосных слов в адрес ветеранов последней войны хочется свести к минимуму возможность для молодого поколения остановиться и задуматься над вечными экзистенциальными проблемами существования человека на фоне национальных и общечеловеческих трагедий. При этом, однако, нетронутыми остаются две вещи -- безжалостность в изобличении и настоящих, и придуманных врагов ("Враги" Михася Зарецкого, "Кто смеется последним" Кондрата Крапивы) и обожествление советскости, "партийной мудрости" в мыслях и в душах подростков ( "Сердце на ладони" Ивана Шемякина).
Давно уже из программ исключены произведения белорусских писателей-эмигрантов, так несоветском же они! Кто-то, может, скажет: "Но ведь советское время имело огромное влияние на мысли и судьбы поколений наших земляков, в том числе дедов и прадедов нынешних школьников! Конечно, с этим не поспоришь ... Но вдумчивый белорус сегодня куда более художественно выраженной правды о советском время найдет в произведениях упомянутых Андрея Мрыя, Кузьмы Черного, Владимира Короткевича, а также в документальных повестях “У капцюрох ГПУ” Францишка Алехновича, “Споведзь” Ларисы Гениюш, “Такія сінія снягі” Сергея Граховского, наконец, в художественных мемуарах Василя Быкова “Доўгая дарога дадому”…
К этому почетному перечню я добавил бы и куда менее известного писателя, чьим произведением я бы сегодня отдал предпочтение, например, перед некоторыми соцреалистических упражнениями того же Ивана Шемякина (к которому, впрочем, тоже отношусь с уважением). Здесь я имею в виду Алеся Навроцкого...