Газовый спор с Россией обернулся сокращением поставок нефти. В результате отечественные НПЗ вынуждены были в два раза снизить переработку нефти. Видимо, для официального Минска договоренности с Россией по газу приоритетнее восстановления поставок нефти, пишет Татьяна Маненок на портале "Белрынок".
Цена нефтяных сокращений
Наращивать объемы переработки нефти для Беларуси важно из-за сокращения экспортной цены. Беларусь за 5 месяцев недополучила 1,7 млрд долларов экспортной выручки из-за снижения цен на нефтепродукты и калийные удобрения, отметил недавно премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков.
Компенсировать влияние неблагоприятной ценовой конъюнктуры можно только путем наращивания поставок продукции в натуральном выражении. «Другого пути у нас нет. Эта стратегия заложена во всех программных документах. Стране нужна валюта», — подчеркнул премьер.
Тем не менее, в сложившейся ситуации именно этой «стратегией» правительству как раз и пришлось пожертвовать — в надежде на то, что все же удастся одержать победу в таком непростом споре с Россией.
В III квартале 2016 года Беларусь получит на 2,25 млн. тонн нефти меньше, чем планировалось. Более того, 3 сентября вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщил журналистам, что график поставок нефти в Беларусь сокращён до конца 2016 года.
Мозырский НПЗ на половину остановлен
Это значит, что Мозырский НПЗ и «Нафтан» получат в июле-сентябре на 1,125 млн тонн меньше нефти каждый.
По данным БЕЛРЫНКА, мощности Мозырского НПЗ в июле и августе были загружены лишь наполовину. Аналогичная ситуация продолжилась и в сентябре. До сокращения поставок завод перерабатывал около 35,5 тыс. тонн в сутки, теперь — 17,5 тыс. тонн. «На заводе остановлено все те мощности, которые было можно остановить», — отметил представитель НПЗ. По его словам, из-за снижения объемов нефтепереработки упадет прибыль Мозырского НПЗ, которую предприятие направляет на модернизацию.
Тему работы НПЗ в форс-мажорной ситуации чиновники предпочитают вообще не комментировать. Премьер Андрей Кобяков затронул этот вопрос лишь косвенно, подводя итоги работы национальной экономики за 7 месяцев текущего года. «В июле мы немножко просели (по ВВП), на 0,2%. Но это было в конкретной ситуации с конкретными обстоятельствами в связи с ограничением поставки нефти на НПЗ — порядка 700 тыс. тонн. Получилось, что концерн «Белнефтехим» уменьшил объемы промышленного производства и сократились соответствующие объемы оптовой торговли нефтепродуктами», — сказал он. И вслед за этим обнадежил: «мы надеемся, что это временное явление», «мы достаточно близки к тому, чтобы достичь понимания с российскими партнерами и по уровню цен на газ, и по поставкам нефти в Беларусь».
Между тем, статданные уже фиксируют негативные последствия неполной загрузки отечественных НПЗ. В частности, в январе-июле 2016 года производство автомобильных бензинов в Беларуси снизилось на 3,6% в сравнении с аналогичным периодом 2015 года. При этом в июле 2016 года зафиксировано рекордное для Беларуси падение производства бензинов — на 29,3% в сравнении с июлем 2015 года.
В январе-июле 2016 года белорусские НПЗ снизили производство дизтоплива на 5%. Июльское снижение производства мазута тоже стало рекордным: оно упало на 37,2%. Экспорт нефтепродуктов тоже пострадал, но пока не столь серьезно.
Переработка нефти в не будет такой выгодной, как раньше
Впрочем, как отметил в беседе с корр. БЕЛРЫНКА профильный чиновник, нефтяной ультиматум, который объявила Россия, не так страшен НПЗ, поскольку наиболее эффективный уровень нефтепереработки для белорусских заводов - не 24 млн. тонн, а 18,5 млн. тонн (при нынешнем технологическом уровне заводам выгоднее переработать меньше — это для них более выгодно).
Возможно, исходя из этого белорусские власти не форсируют завершение газового спора, продолжая выторговывать для себя наиболее выгодные позиции.
Что же касается нефти, то цена на нее для Беларуси будет, похоже, повышаться даже безотносительно цены ситуации на мировом рынке. Причиной тому станет продолжение налогового маневра в РФ, который некоторые российские чиновники пытаются максимально форсировать.