Открытие политического сезона в Беларуси было отмечено не только заявлениями политиков разного уровня на разные темы. На особое внимание явно был рассчитан тот эскапад размышлений главы МИД Владимира Макея, который он обрушил в СМИ на головы своих и иных граждан.
А поводом стали визиты, которые он совершил в Потсдам и Братиславу, где главы внешнеполитических ведомств европейских стран неформально «перетирали» актуальные дела в рамках ОБСЕ в Потсдаме и проекта ЕС «Восточное партнерство» в Братиславе. Не секрет, что евросоюзное «Восточное партнерство» все больше проявляет тенденции к затуханию.
Дело было в Потсдаме
Для пережившего не один год внешнеполитическую изоляцию, а вернее самоизоляцию, по известным причинам, сегодня любой контакт на евроорбите с коллегами министр Макей воспринимает, как очередную ступень своей карьеры, которая может войти в историю современной Беларуси. По крайней мере, та уверенность с примесью, порою неоправданной, самоуверенности, которая буквально сквозит в его заявлениях, дает поводы толкователям поведения главного дипломата говорить, что ему не чужды амбиции, связанные и с внутриполитической жизнью страны. Так ли это, возможно, покажет новый расклад в ее руководстве, который ожидает номенклатура от непредсказуемых действий своего нынешнего вождя. Там бытуют мнения, что должна произойти перезагрузка составов двух палат Национального собрания и некоторых других органов власти.
А накануне столь ожидаемых пертурбаций на властном Олимпе важное значение придается внешнеполитической активности. В частности, которую проявляет министр Макей, участвуя в различных международных форумах. Одним из них и стал неформальный сбор министров стран-членов ОБСЕ, который созвал глава германского МИД Франк-Вальтер Штанмайер. Как известно, ФРГ сегодня председательствует в ОБСЕ. Особенное внимание было уделено потере доверия между Россией и Западом после аннексии Крыма и войны на востоке Украины. Министры обсуждали не сам конфликт, а способы восстановления утраченного доверия.
Украинский акцент на этой встрече во многом объясняет истинные мотивы блиц-визита Макея в Киев, где он в традиционно конспиративном стиле вдруг и появился накануне министерской встречи в Потсдаме.
Тупик так называемого «нормандского формата» стал очевидным уже для всех. Нет существенных признаков восстановления утраченного доверия всех сторон конфликта. Ну, разве что появившиеся в некоторых кремлевских речах, по сути, признания, что Россия все же присутствует среди других участников донбасской трагедии. До сих пор, за все время функционирования «минской площадки» обсуждения путей прекращения войны на Донбассе, Москва участницей себя не признавала. А роль Минска, с претензией на миротворчество, несмотря на энергичные потуги агитпропа, должного результата так и не дала. Но это вовсе не исключает надежд минских архистратегов появиться на Донбассе в составе миротворческой миссии ОБСЕ. Тема белорусских миротворцев не случайно появилась в местных СМИ. Ее усиленно генерируют, как МИД, так и министерство обороны Беларуси. По официальной информации, ее активно обсуждали со своими экспертами в Минске секретари Совбезов РБ и РФ Станислав Зась и Николай Патрушев. Примечательно, что после их собеседований глава МИД и «рванул» внезапно в Киев, где встретился и с президентом Порошенко. Мол, есть план «мистер Фикс». И, надо полагать, не один.
О таких планах также должны были в неформальной обстановке поговорить в Потсдаме, где в августе 45-го страны-победители обсуждали будущее Германии. Кстати, в советские времена Потсдам стал с Минском городом-побратимом, о чем министр Макей мог бы и напомнить коллегам ради создания доверительной атмосферы общения. Но, видимо, в его ведомстве некому было подсказать, справку написать.
Киевская инициатива
И тут возникла на евроорбите еще одна тема. Ее озвучил глава МИД Украины Павел Климкин. Речь идет о перспективе создания единого экономического пространства между странами «Восточного партнерства» (Украина, Азербайджан, Грузия, Молдова, Беларусь и Армения). Как уверяют инициаторы этой идеи, она впервые упоминается в Варшавской совместной декларации 2011 года, а также более детализировано в Совместной декларации Вильнюсского саммита 2013 года. Согласно Вильнюсской декларации «Восточного партнерства», эффективная имплементация соглашений об ассоциации и, где это актуально, углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (DCFTA), сопровождаемые реформами, способствуют сближению с законодательством и стандартами ЕС, что в свою очередь, приведет к постепенной экономической интеграции партнеров с внутренним рынком ЕС, и, таким образом, созданию экономического пространства.
Как почеркнули в МИД Украины, создание экономического пространства следует рассматривать как амбициозное и долгосрочное видение ЕС и стран-партнеров «Восточного партнерства». Это начинание, с одной стороны, должно быть нацелено на усиление торгового сотрудничества между странами, а также имплементацию соглашения об ассоциации и DCFTA на основе правил Всемирной торговой организации и ЕС, а с другой – обеспечить совместимость DCFTA с другими торговыми режимами (зонами свободной торговли стран СНГ, ГУАМ и т.д.).
Мнения экспертов
Как пояснил «БДГ» украинский политолог, эксперт East European Security Research Initiative Максим Хилько, учитывая тот факт, что эта идея практически не обсуждалась в Украине, то, скорее всего, это своеобразная реакция на активизацию тематики усиления партнерства в Междуморье без участия Украины. Официально в таком виде это вряд ли пройдет. Это было бы что-то типа ГУАМ + Беларусь и Армения. Евросоюз может быть и не против, но РФ не позволит, а Беларусь и Армения вряд ли рискнут. Да и ГУАМ сам по себе так и не заработал. Что касается мнения на эту тему белорусской стороны в лице главы МИД, говорившего перед Братиславой в Киеве со своим коллегой, полной ясности так и нет. Впрочем, в каком торговом режиме и с кем в зоне свободной торговли сегодня находится Беларусь, и так всем должно быть ясно.
Еще более скептически высказался в эксклюзиве для «БДГ» президент Института общественных проблем (Братислава) Григорий Месежников:
По существу – идея сама по себе неплохая, некий экономический «предбанник» для стран ВП перед непосредственным подключением к переговорному процессу о возможном вступлении в ЕС. Но для такого пространства необходимо, чтобы у всех стран было, как минимум, подписано соглашение о DCFTA. Иначе как можно всех включить в единое экономическое пространство? По мнению словацкого эксперта, «это неосуществимый проект в нынешних условиях, нет смысла вообще всерьез этим заниматься».
Макея ждут в Нью-Йорке?
Следует признать, что Минску в большей мере все же удалось навязать свое видение кооперации с Брюсселем. Это, чтобы евросоюзное «Восточное партнерство» было торгово-экономическим и без ценностного содержания. Нынешний кризис ЕС во многом делает возможным именное такое «Восточное партнерство». Правда, на первый взгляд, судя по заявлениям возвратившегося домой с евроорбиты министра Макея, которые он сделал с заметным волнением, в Братиславе у него состоялись активные неформальные контакты.
Не исключено, что на предстоящей в сентябре 71-й сессии Генассамблеи ООН, на этот раз, возглавлять белорусскую делегацию поручат Владимиру Макею. Там, в Нью-Йорке, он и расскажет подробнее своему российскому коллеге обо всех деталях своих контактов, недавно происшедших на евроорбите Потсдам-Братислава.
Специально для БДГ