В конце августа 2015 года предприятие официально было признано банкротом.
7 сентября 1931 года в Витебске был основан чулочно-трикотажный комбинат имени «КИМ». В этом году предприятие могло отметить свой юбилей – 85 лет, так что его вполне можно считать одним из старейших. Дата вполне солидная. Однако же в феврале 2015 года в Экономическом суде Витебской области было возбуждено дело о банкротстве фабрики. В конце августа 2015 года «КИМ» был официально признан банкротом. Ликвидационную процедуру предполагалось завершить к сентябрю 2016 года.
Плачевная ситуация на фабрике сложилась уже давно. В аутсайдерах крупнейшее предприятие Витебска оказывалось в последнее время довольно часто: так, уже в 2005 году, когда «КИМ» находился на пороге бриллиантового юбилея. Местные СМИ писали о том, что в связи со сложившимися трудными экономическими обстоятельствами акционеры приняли решение об увеличении доли государства в капитале предприятия с 57,7 процента до 99,5 процента. Подобный выход должен был позволить коллективу получить кредиты и отсрочки от долгов по выплатам в бюджет. Однако данная мера не спасла предприятие от проблем, пишет vkurier.by.
Сотрудники жаловались, что заработную выдают частично продукцией, а наличные за выполненную работу они ждут по несколько месяцев. В суд на фабрику «КИМ» подали в 2010 году и «Витебскэнерго» и «Витебскводоканал», и «Белинвестбанк». В 2012 году концерн «Беллегпром» пытался привлечь на ОАО «КИМ» инвесторов, чтобы хоть как-то стабилизировать деятельность чулочно-трикотажного комбината. На тот момент предприятие находилось в стадии досудебного оздоровления.
В 2013-м комбинат посетил с визитом премьер-министр Михаил Мясникович, который предложил присоединить «КИМ» к холдингу на базе «Свiтанка». Руководство предприятия было категорически против и настаивало на выделении очередной господдержки. А рабочие в сентябре 2013 года устраивали забастовки, требуя выплатить им причитающуюся зарплату за несколько месяцев. Массовые же увольнения на «КИМе» начались летом 2015 года, когда из 830 человек сотрудников на фабрике осталось всего 80.
Уже продана часть имущества фабрики: торговые помещения на площади Победы перешли в собственность «Арены-пицца» и банка РРБ. В ближайшем месяце закроется и магазин, расположенный у проходной предприятия. Сейчас здесь проходит распродажа оставшейся продукции. За 30 копеек можно купить носки, получулки, в 2 рубля обойдутся мужские кальсоны, за 4 рубля продают летний женский костюм из легкого трикотажа.
Общежития фабрики «КИМ» сегодня находятся в коммунальной собственности города. Бывшие сотрудники предприятия остались здесь жить.
Поговорить с антикризисным управляющим, который сегодня разбирается с долгами фабрики, увы, не удалось. Павел Заяц отказался общаться с корреспондентом. А вот бывшие сотрудники, проживающие на данный момент в общежитии, были не против рассказать о своих проблемах. Правда, на условиях анонимности.
Ольга (имя изменено) на фабрике «КИМ» проработала 19 лет вязальщицей. Свое родное предприятие она очень любит и искренне переживает, что фабрика сегодня стала банкротом. После сокращения женщина осталась не у дел. Тем, кому хорошо за 40, работодатели не спешат предлагать места. Да и куда отправиться, когда все предприятия стоят?
-- Остается только повеситься, – невесело говорит женщина, – а на что жить, когда еще за прошлые года задолженность по зарплате не выдана? Многие рабочие подали жалобы в суд, ведь с ноября 2014 года мы своих зарплат практически не видели. Привозили нам продукты разве в счет заработанных денег. Например, сгущенку из Глубокого, колбасу от Витебского мясокомбината, тушенку из Орши. Так и выживали.
И сейчас нам выплатили примерно 10% от общей задолженности. Я слышала, что на счетах предприятия есть достаточная сумма для того, чтобы с нами расплатиться, только вот что-то отдавать долги никто не спешит. Тяжелая ситуация и с общежитием. Когда здание передали в собственность ЖРЭТа, мы пошли в Витебский горисполком. Мол, не выселяйте нас, пожалуйста, нам некуда идти! И услышали от чиновников: а что же вы, уважаемые, за столько лет работы не построили себе отдельное жилье? Неужели так сложно выплатить кредит? А как мне его выплачивать, когда заработная плата в месяц была 2 500 000 старыми? Хорошо, хоть муж ездит работать в Россию, а сыну удалось устроиться художественным руководителем в один из районных Дворцов культуры. Из общежития нас пока не выселяют, но боимся, что это может произойти. Или уплотнят. Наша семья, например, занимает две комнаты в блоке. И мы здесь сделали отличный ремонт, поставили новые двери, окна. Обидно! Договор по найму жилья приходится продлевать ежегодно, постоянно боимся, а вдруг не подпишут? Ведь я уже не работаю на «КИМе». Хотя плачу исправно около 40-45 рублей за блок, - поделилась женщина.
Как рассказала Ольга, устроились на работу после краха огромного предприятия лишь единицы. Многие швеи отправились на «Знамя индустриализации». И жалуются: там тоже не сахар, похоже, что «ЗИ» грозит в недалеком будущем судьба «КИМа».
Вот такой получился невеселый юбилей у бывшего градообразующего предприятия, пережившего за этот огромный срок (85 лет) немало. В Витебской областной библиотеке нашлась газета за 1946 год, где сотрудники фабрики бодро рапортовали об удачном обновлении фабрики после Великой Отечественной войны. Вернулись с фронта рабочие, снова зашумели моторы. И уже в сентябре 1946 года фабрика выполнила свою месячную норму на 160%! Тульские рабочие прислали «КИМу» в подарок станки для производства чулок. Предприятие смотрело в будущее с надеждой. А сейчас уже никто не верит, что «КИМ» возродится.
И вроде бы сегодня не война…