Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Как готовился импичмент Лукашенко

08.09.2016 политика
Как готовился импичмент Лукашенко

Диктатора могли отстранить от власти еще в 1996 году.

20 лет назад в эти дни Верховным Советом 13-го созыва в Конституционном Суде была начата процедура импичмента диктатору. Не получилось. Попытка была сорвана из-за силового давления на депутатов, которые поставили свои подписи. А также из-за усилие высокопоставленных «миротворцев» из Москвы.

Представителем группы депутатов по делу импичмента в суде был тогдашний депутат, юрист по образованию Александр Добровольский, который ответил на вопросы «Радыё Рацыі».

- Почему импичмент не состоялся? Столько версий, гипотез...

- Надо говорить о фактах. Импичмент начался, потому что Лукашенко издал 15 указов, которые Конституционный суд признал неконституционными. И они не должны были действовать. А Лукашенко в ответ издал так называемое распоряжение, которое Конституцией не было предусмотрено, в котором обязал всех чиновников выполнять его указы. Фактически он пошел против закона, и многие депутаты Верховного Совета не могли смириться с тем, что у нас попирают закон. И начали собирать подписи за импичмент. Надо было 70 подписей, мы собрали 72, и они были поданы в Конституционный суд. Вот тогда и началось.

Во-первых, подписей было мало, запаса почти не было. А это значит, что депутатов можно было «уломать», чтобы они отозвали свои подписи. Что власть и начала делать. Кого-то они начали пугать, у кого-то увольнять с работы родственников, родителей, выгонять детей из университетов. Конституционный суд, в который входили весьма авторитетные юристы, проявил свою слабость. Михаил Пастухов, например, предлагал начать дело. Но Конституционный суд ждал чего-то. Не только Григорий Василевич, а многие судьи были в контакте с администрацией правителя.

А Лукашенко в это время проводил референдум об изменении Конституции. Конституционный суд признал, что этот референдум может иметь лишь консультативный характер, потому что те вопросы, которые были заданы, не должны были выноситься на референдум согласно Конституции и действующему законам о референдуме. Даже этого было достаточно, чтобы признать референдум недействительным. Но плюс к этому -- был выброшен из своего кабинета и заменен председатель ЦИК Виктор Гончар. Я при этом присутствовал. Меня тоже три человека выносили из его кабинета. И именно тогда появилась известная сегодня всем Лидия Ермошина, которая абсолютно незаконно была назначена на эту должность. Ведь должность председателя ЦИК была за Верховным Советом, по Конституции, по закону. Только Верховный Совет мог избрать председателя Центризбиркома.

В то время, когда фактически происходил государственный переворот, обрабатывали и депутатов, и судей Конституционного суда. В итоге около 10 депутатов отозвали свои подписи. На это ушло около недели. Некоторые из них снимали подписи в администрации, а после приходили ко мне или к Шарецкому с Карпенко и снова подписывались ... Но факты говорят о том, что были злоупотребления со стороны правителя. Хотя чтобы такое сделать дело, как импичмент, надо было иметь намного более сильный парламент.

- В те времена говорили о том, что «приехал Черномырдин и сломал Шарецкого»…

- На самом деле история с этой приехавшей тройкой из Москвы, -- Черномырдин, Селезнев и Строев, -- смешная. Потому что они приехали будто бы решать политический кризис. Но то, что они наработали вместе с Шарецким и администрацией диктатора, выглядело настолько смехотворным для меня как для юриста, что, может, даже и лучше, что не получилось. Тогда главный вопрос был в том, что Лукашенко хочет Конституцию сделать под себя, забрать себе абсолютно все полномочия. В конце концов, это он и сделал. Но что предложила эта «согласительная комиссия»? Шарецкий имел друга, Строева, который в то время возглавлял Совет Федерации России. Эти люди были абсолютно оторваны от народа и никогда за демократию не выступали. Они предлагали создать такую комиссию, которая примет Конституцию.

Во-первых, а как это какая-то комиссия может принимать Конституцию ?! Только парламент может принимать.

Во-вторых, 50% этой комиссии назначит Лукашенко и ее председателя - 51-го - тоже. 50 остальных назначить Верховный Совет. А Верховный Совет должен учитывать и интересы тех депутатов, которые в парламенте (а их было около 60-ти человек), которые выступали за Лукашенко.

Еще более смешным было то, что когда внесли это в Верховный Совет, на трибуну вышел Владимир Коноплев с мобильным телефоном и начал что-то спрашивать в трубку. А потом говорит: «Нет, не голосуем». Фракция правителя не проголосовала. Вот так иногда решаются государственные дела. И это беда.

Говорят, что общество не может ошибаться. Это неправда. Люди могут ошибаться, и весь народ может ошибаться. Но в демократическом государстве ошибки можно исправлять. Если что-то идет не так, то можно выбрать другого руководителя, другую платформу. А если ошибки не исправляются, то это очень опасно!

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]