Задержанным шведским бизнесменом оказался Амид Набизада, активно вкладывавший деньги в «луканомику».
Информацию об этом подтвердили tut.by несколько источников. Как так получилось, что ярый поклонник делового климата Беларуси оказался на нарах СИЗО КГБ Беларуси?
По данным шведского издания Aftonbladet, предприниматель, являющийся подданным королевства Швеция, находится в заключении в Беларуси с конца апреля этого года. «У него есть адвокат. Посольство следит за делом и находится в контакте с местными властями», — сообщила пресс-секретарь шведского МИД Карин Нюлунд.
Как пишет Aftonbladet, задержанный руководит компанией, которая зарегистрирована в Швеции, он сотрудничал с белорусским правительством.
Представители посольства Швеции в Беларуси несколько раз посещали подданного королевства Швеции. Посол Швеции в Беларуси Мартин Оберг подтвердил данную информацию, но отказался от других комментариев и не стал озвучивать фамилию и имя задержанного.
В апреле пресс-служба КГБ Беларуси сообщила о задержании граждан Армении, Беларуси и Швеции, которые обвиняются в крупном мошенничестве. Они утверждали, что у них есть связи в КГБ, Следственном комитете и среди высоких должностных лиц государства и предложили гражданину Беларуси «решить» вопрос, связанный с расследованием уголовного дела. За эту «услугу» белорус отдал иностранцам 335 тыс. долларов и ювелирные украшения на сумму более 150 тыс. долларов. «Общая сумма за оказанные якобы услуги должна была составить 1,5 млн долларов США. Однако довести до конца свой преступный умысел иностранцы не смогли, так как были задержаны и помещены под стражу», — рассказали в ведомстве.
По информации журналистов, в обоих случаях речь идет об Амиде Набизада. Он родился в Афганистане, семья поездила по миру и в итоге эмигрировала в Швецию, рассказывал бизнесмен. Около 10 лет назад Набизада стал делать бизнес в Беларуси, возглавив представительство шведской инвесткомпании WH International Trading в Беларуси. Ключевым публичным активом в Беларуси стала компания «Белтитан», которая занималась производством полиэтиленовой пленки в Новополоцке.
В КГБ иная интерпретация биографии шведского бизнесмена. По данным силовиков, уроженец Афганистана в статусе беженца находился на территории Беларуси с 1999 по 2004 год под иными анкетными данными. В октябре 2004 года он уехал из Беларуси, а в декабре уже въехал под другими данными, на которые им мошенническим путем был получен шведский паспорт. «Таким образом, усматривается совершение им противоправных действий не только в Беларуси, но и на территории Швеции», — констатировали в КГБ.
Впрочем, как бы там ни было, Амид Набизада развернул в Беларуси бурную деятельность. Он не только занимался бизнесом, но и принимал участие во многих инвестиционных форумах Беларуси и всегда называл Беларусь одной из самых интересных стран для инвестирования. «В Беларуси мы уже работаем более 10 лет. Здесь работать не то, что можно — нужно! Для нас это безопасно. Наше имущество, которое есть, наш капитал. Безопасность здесь есть, рабочие руки есть», — говорил он в начале 2014 года.
Поэтому утверждения о том, что у него могут быть связи в разных госорганах не выглядели браводой. Один из высокопоставленных чиновников назвал Амида «наивным парнем, который всегда хотел покорить сердца белорусским девушек». Другой его знакомый не удивился, что Набизаду задержали. «К этому все и шло», — говорит он.
В декабре 2013 года Амид Набизада заявил о намерении стать инвестором убыточного ОАО «Барановичидрев». Через год Александр Лукашенко своим указом позволил компании Набизады «ЭкоДория» выкупить у государства 83,8% акций предприятия за символические 86,6 млн рублей. При этом инвестор обязывался до 15 апреля 2015 года погасить всю имеющуюся кредиторскую задолженность «Барановичидрева» в сумме более 15 млрд рублей, до 31 декабря 2017 года вложить в предприятие инвестиции в сумме, эквивалентной не менее 8,6 млн евро. На выходе должно было получиться современнное производство по выпуску пиломатериалов, межкомнатных дверей и пеллет.
Однако указ президента будущему инвестору радости не принес. А наоборот сильно озадачил. Вскоре на «Барановичидрев» прибыл глава Комитета госконтроля Леонид Анфимов. «С инвестором «Барановичидрева» не был согласован проект указа. На него легли условия, которые он не в состоянии выполнить», — сказал Анфимов. «Ты — мужественный человек», — сказал контролер бизнесмену, когда познакомился с предприятием и пообещал проинформировать о ситуации Лукашенко.
В итоге Набизада направил диктатору письмо с просьбой перенести срок выплаты долгов «Барановичидрева» до 2017 года. Но в ответ получил отказ. В итоге «Экодория» не стала гасить старые долги и производить текущие платежи в бюджет, а решила искать счастья по реализации проекта в других городах. «Барановичидрев» к тому времени ушли в ликвидацию.
Набизада продолжал излучать оптимизм, участвовать в форумах и даже предложил делегировать больше полномочий мэрам городов и довести KPI (ключевые показатели эффективности), например, по налогам. «Он был каким-то своеобразным и слишком самоуверенным. Говорят, по отцовской линии имел поддержку. Но, видимо, не рассчитал свои силы», — говорят его знакомые из инвесткомпаний.
Мобильный телефон Амида Набизады отключен.