Белорусские власти создали псевдорган для псевдовыборов.
Об этом в интервью DW рассказал глава Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец.
- В чем заключалась работа совета?
- Советы при Центризбиркоме, рассматривающие жалобы на освещение выборов в белорусских СМИ, создаются в Беларуси во время каждой избирательной кампании. Решения этого органа носят рекомендательный характер.
На двух заседаниях были рассмотрены четыре вопроса. Два из них - жалобы на преждевременную агитацию в государственных газетах. Но совет не счел нарушениями интервью госслужащих - будущих кандидатов, так как публикации появились еще до начала агитации. Я же считаю, что эти СМИ делали скрытую рекламу провластным кандидатам.
Рассматривалась также жалоба одного из кандидатов по поводу публикации его интервью в независимом интернет-издании, в котором журналист прогнозировал, что на выборах этот кандидат не победит. Но и это не было признано нарушением.
Особые споры вызвало обращение кандидата в депутаты, режиссера Юрия Хащеватского, программу которого отказалась публиковать газета «Вечерний Минск» со ссылкой то, что там есть фразы, порочащие президента. Замечу, что выступление с этой программой уже показал телеканал БТ. Но только я один выступил за то, чтобы опубликовать эту программу.
- Судя по сообщениям независимых медиа, отказов государственных СМИ публиковать программы оппозиционных кандидатов было больше. Почему они не обращались в Наблюдательный совет?
- Какой смысл обращаться в совет, который не имеет права решающего голоса? Наблюдательный совет по контролю за публикациями в СМИ - орган чисто формальный, скорее имитация демократической деятельности для камуфляжа ситуации вокруг освещения выборов. Мне неизвестно также, как в итоге были сформулированы выводы и решения этого совета, их готовили представители секретариата ЦИК.
- Но если это формальный орган, зачем принимать участие в его работе?
- Я считаю, что такой совет вообще не нужен. Не должно быть никаких рекомендательных псевдоорганов, которые не несут ответственности за свои выводы. Споры должны рассматриваться в суде. Кроме судебного рассмотрения, есть еще этическое саморегулирование СМИ.
Почему БАЖ решил, что участвовать надо? Во-первых, потому что мы пытаемся использовать все возможности для коммуникации, но при этом говорим то, что думаем. Во-вторых, теперь мы точно знаем, что и как там обсуждалось.
В-третьих, я подробно информировал наблюдателей о деятельности совета. Замечу, что национальных наблюдателей на заседания не допустили под предлогом нехватки мест. В то же время присутствующие на совете наблюдатели ОБСЕ смогли послушать аргументы и контраргументы участников.
- БАЖ представил мониторинг освещения очередного этапа парламентских выборов в государственных и негосударственных СМИ. Что показало это исследование?
- Мы четко сформулировали свое заключение. Несмотря на то, что госСМИ должны предоставлять кандидатам возможность бесплатных выступлений и дебатов, освещение кампании не дает шансов электорату сделать осознанный выбор. Например, сообщалось, что с 18 до 19 часов пройдут выступления кандидатов. А каких?
Не публиковались повторы выступлений для тех, кто не смог их посмотреть. На теледебаты участникам отводилось всего по 5 минут, за которые невозможно изложить свою позицию, задать вопросы и отреагировать на высказывания оппонентов. Внимание к выборам госмедиа занимало намного меньше времени, чем спорт и метеосводки. Так в главной информационной программе «Панорама» на телеканале БТ менее 3 процентов общего времени уделялось избирательному процессу, а погоде - 3,5 процента, остальное - разное и спорт. Это показатель того, как власти делают все, чтобы выборы были «невидимыми».
При этом главным участником избирательной кампании в госмедиа оказался Центризбирком, рапортующий, что «парламентские «выборы» в Беларуси - самые демократичные, а все механизмы работают четко и слаженно».
В негосударственных СМИ выборы освещаются широко. Главное место занимают конкретные кандидаты, обсуждаются их программы, и это в значительной мере помогает избирателям определиться с «выбором».