Украина должна показывать куда больший прогресс в плане проведения реформ, чем есть сейчас.
Об этом изданию gordonua.com заявил экономист, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, комментируя грядущее рассмотрение Международным валютным фондом (МВФ) вопроса о выделении очередного транша Украине.
«Прежде всего, Украине до конца этого года предстоит покрыть большое количество платежей. Мы уже выплатили $550 млн – это процент по европейским облигациям, которые были реструктуризированы. Помимо этого, есть $1-2 млрд дополнительных проплат в виде уплаты процентов по государственным кредитам. Это значительная сумма. Также нужны деньги на покупку газа и угля. Все это требует валюты, около $3-4 млрд. Но есть проблема – Украина не может занимать средства на внешних рынках, как раньше. Там никто не даст денег», – отметил Устенко.
По его словам, без внешних источников финансирования Украине придется брать средства из собственных золотовалютных резервов.
«В связи с этим приходится брать деньги в своих золотовалютных резервах. Там сейчас $14 млрд. Это три с половиной месяца покрытия нашего импорта. Если не иметь внешних источников финансирования, уровень резервов может понизиться где-то до $10-11 млрд. Это уже плохо, но не катастрофично. Но не нужно забывать, что у частного сектора, банков и корпораций есть большое количество валютных кредитов, которые брались в 2006–2008 годах. Как правило, это были краткосрочные кредиты, которые необходимо было отдать в течение года либо попытаться реструктуризировать», – заявил экономист.
По его мнению, снижение объемов золотовалютных резервов может не ограничиться $3-4 млрд.
«Теперь большинство этих долгов нужно отдавать. И если золотовалютные резервы уменьшатся до $10-11 млрд, то я предполагаю, что у украинского частного сектора возникнет необходимость в возврате $1-3 млрд. Возникновение подобных потребностей будет связано с паническими настроениями в отношении Украины. Кредиторы захотят забрать свои средства. И тогда объемы золотовалютных резервов могут уменьшиться еще больше – до $7-8 млрд. Это уже мало по всем нормативам. Поэтому нужно привлечь внешнее финансирование», – подчеркнул Устенко.
Он отметил, что государственный долг Украины составляет 90% всего валового внутреннего продукта (ВВП).
«Если бы Украина раньше договорилась с МВФ о выдаче денег без каких-либо программ, то у нас увеличился бы долг, который и без того огромный. Госдолг составляет 90% ВВП. Стоимость обслуживания наших долгов – 6-7% годовых. То есть порядка 5% нашего ВВП мы уже сейчас должны отдавать за обслуживание долгов. 1/20 часть того, что страна непосильным трудом за целый год заработала, нужно просто вернуть. Таким образом, когда МВФ притормозил с решением дать Киеву кредит, он действовал в интересах налогоплательщиков Украины. Они не хотели давать деньги стране, которая не старается проводить реформы», – заявил экономист.
По его словам, принимая решения, МВФ отталкивается от неудачного опыта работы с Аргентиной.
«Вот почему они говорят об электронном декларировании, борьбе с коррупцией, реформировании судебной системы и так далее. Они хотят видеть движение вперед. У МВФ есть негативный опыт с Аргентиной, правительство которой рассказывало о проведении реформ. Но их на самом деле не было. При этом МВФ кредиты стране давал. В итоге фонд обвинили в том, что он столкнул Аргентину в пропасть. Да, МВФ действительно помог стране туда упасть, но прежде всего, это была проблема местного правительства, которое вешало представителям фонда лапшу на уши. Нельзя повторить эту ситуацию с Украиной», – подчеркнул Устенко.
Экономист отметил, что власти Украины заинтересованы в налаживании отношений с МВФ.
«Можно рассмотреть и негативный сценарий, если МВФ не даст денег. Резко падают объемы золотовалютных резервов, возникает давление на национальную валюту. Это может привести к девальвации гривны. Вслед за этим произойдет рост цен. Увеличение уровня инфляции приведет к росту социального напряжения, что повлияет на политическую стабильность. То есть власть заинтересована в том, чтобы наладить отношения с МВФ. Чтобы выжить без кредита фонда, государство должно показывать куда больший прогресс в плане проведения реформ, чем есть сейчас», – заявил он.
Устенко акцентировал внимание на том, что Украина может решить проблему дефицита бюджета, даже частично поборов коррупцию.
«В прошлом году через различные коррупционных каналы в Украине распределялось порядка $20 млрд. Это колоссальные деньги. Если сократить уровень коррупции хотя бы в два раза, можно будет говорить об освобождении финансового ресурса, соизмеримого с 10% украинского ВВП. По сути, страна не будет испытывать никакого дефицита государственного бюджета и выйдет на сбалансированную зону. Даже останутся средства для каких-то государственных программ», – отметил экономист.
По его мнению, МВФ не даст Киеву оговоренную изначально сумму кредита.
«Украина не получит $1,7 млрд, о которых речь шла изначально. Скорее всего, мы получим меньшую сумму. Например, $700 млн. Предоставление «урезанного» кредита МВФ будет мотивировать политические элиты Украины к проведению реформ. Иными словами, фонд будет смотреть по факту. Если реформы будут продвигаться, то возможно предоставление остальной части кредита. Также МВФ будет смотреть на бюджет – принят он или нет. Учитывая то, как у нас принимают бюджет, можно предположить, что грядущее предоставление денег от МВФ станет последним в этом году. Никто в кошки-мышки играть не будет», – заявил Устенко.
Он считает положительным моментом, что МВФ не предоставил Украине очередной транш сразу.
«Бюджет должен быть реалистичный и показать снижение своей дефицитности. Но наши парламентарии не просто популисты, а популисты в квадрате. Они хотят закладывать в бюджет самые невероятные вещи, которые хорошо звучат для части населения страны, но абсолютно невыполнимы. В общем, хорошо, что деньги нам не дали сразу. Хорошо, что МВФ пытался давить на власти Украины. Практически все продвижения вперед по части реформ у нас произошли благодаря влиянию со стороны», – резюмировал экономист.
МВФ 14 сентября рассмотрит вопрос о выделении очередного транша Украине. Украина и МВФ подписали меморандум об экономической и финансовой политике, которую страна должна проводить в рамках программы EFF, в марте 2015 года. Первый транш кредита размером $5 млрд по обновленной программе сотрудничества Киев получил в марте прошлого года, второй ($1,7 млрд) – в августе. Третий транш ожидался в начале 2016 года. Однако до сих пор решение о выделении средств не принято.