Проголосовало за кандидатов – 1053, против всех – 122. Это в сумме 1175. Откуда тогда 2285 проголосовавших?
Первые впечатления от участка. Пришел на участок к подсчету за 10 минут до окончания голосования. Скучающая комиссия, насупленный председатель, отрешенные сидельцы–наблюдатели от белой и прочих русей. Вижу на столе комиссии списки избирателей с редкими подписями на страницах.
Борьба за место у стола. Наступает 20.00. Комиссия сдвигает столы для подсчета. Подхожу к председателю, показываю методические рекомендации Центральной комиссии со схемой, где наблюдатели показаны возле одной из сторон стола. Председатель нервничает, отправляет за 7 метров:
- Там место для наблюдателей, оттуда хорошо видно.
- Я оттуда не увижу, - парирую в ответ.
- Другие наблюдатели видят, и вы увидите! - не сдается председатель.
- Да, да, мы все видим, - кричит одна из наблюдательниц от «Белой Руси».
- Они видят, а я оттуда не увижу! – иду я на принцип.
У председателя сдают нервы, начинает плечом резко меня отталкивать.
- Почему вы меня толкаете, я позвоню на 102, - возмущаюсь хулиганством председателя.
Председатель, наконец, сдается, и я остаюсь в одном метре от стола. Он весь подсчет бегает передо мной, стараясь оттеснить все дальше и дальше.
Как бы подсчет. После погашения неиспользованных бюллетеней, высыпают ящик досрочного голосования. Какая-то часть бюллетеней сложена пополам, большинство – прямые листы, заполненные за провластного кандидата. Предлагаю председателю сразу отобрать эти бюллетени в одну стопку, чтобы не тратить время не перекладывание по одному. Делает вид, что не понимает моего сарказма.
В переносном ящике только три бюллетеня. Комиссия решила не напрягаться: сколько поступило заявок, столько и удовлетворила.
В основном ящике практически все бюллетени сложены вдвое. Намного больше голосов за альтернативных кандидатов по сравнению с досрочным ящиком. Ловлю отдельные цифры по кандидатам. Бюллетени складывают в общие стопки, данные по каждому ящику не озвучивают и никак не фиксируют.
Председатель добреет, предлагает даже пересчитать любую стопку за кандидатов. Называю Ростислава Лобана. Насчитывают 58 голосов. В стопке обнаруживается бюллетень с отметкой «Против всех». Соглашаются пересчитать стопку «Против всех» - 122. Перепроверяют бюллетени еще одного кандидата, находят около сотни бюллетеней за другого:
- Это по ошибке положили в другую стопку, а посчитали правильно за всех кандидатов, - успокаивает себя и других одна из членов комиссии.
Ступор с протоколами.
- Почему ничего не озвучивается по результатам голосования? Члены комиссии не знают, как распределились голоса, - обращаюсь к председателю.
- В конце все будет озвучено, - вмешивается секретарь.
Вскоре секретарь несет копию протокола и вывешивает для ознакомления. Подхожу, делаю фотографию. Произвожу элементарные подсчеты. Комиссия получила 3000 бюллетеней, из которых выдано - 2285, неиспользованных – 995. В сумме – 3280.
- Откуда взялись 280 неучтенных бюллетеней? Вы их на ксероксе делали? - спрашиваю у председателя комиссии.
Председатель комиссии выкатывает глаза, но никак не комментирует. Секретарь подтверждает, что погасили 995 бюллетеней, тут же срывается с места, снимает копию протокола, снова над ней колдует, после чего вывешивает. Подхожу к стенду, цифры в копии протокола не изменились. Секретарь нервно заполняет итоговый протокол, передает председателю.
Председатель комиссии:
- Озвучиваю данные голосования для членов комиссии.
Начинает зачитывать. Секретарь бледнеет, заместитель председателя низко опускает голову.
- В вывешенной копии протокола совершенно другие цифры! – не выдерживаю я.
- Какая разница, какие цифры? Всем же было хорошо видно, что за одного из кандидатов проголосовало большинство, - тихо говорит член комиссии своим коллегам, удивляясь моей придирчивости к расхождению в 400 с лишним голосов за провластного кандидата.
Руководство комиссии оставляет мой вопрос без ответа и уже ни на что не реагирует. Примолкли и члены комиссии.
Председатель собирает упакованные бюллетени, секретарь берет документы. Медленно, в полном молчании с мраморно-траурными лицами они шествуют мимо меня и других присутствующих. Едут в окружную комиссию…
P.S. Просуммировал данные, отраженные в копии протокола.
Проголосовало за кандидатов – 1053, против всех – 122. Это в сумме 1175. Откуда тогда 2285 проголосовавших?
Василий Поляков, ucpb.org