Ни о каком росте экономики в 2017 году речи быть не может.
Как заявил представитель Минэкономики Юрий Зюзенков, правительство рассматривает два сценария на следующий год. Согласно оптимистическому сценарию, рост ВВП составит 1,5% - при средней цене нефти на мировом рынке на уровне 45 долларов за баррель, среднегодовом обменным курсе в 70 российских рублей за доллар, а также при росте ВВП России на 1%.
Пессимистический сценарий предусматривает нефть по цене 35 долларов за баррель, среднегодовой обменный курс в 75 российских рублей за доллар и снижение российской экономики на 1%. В этом случае, по мнению чиновников, белорусский ВВП вырастет лишь на 0,2%, передает zautra.by.
Болточко: При пессимистическом сценарии и при таких параметрах мы не сможем удержаться в зеленой зоне
Эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко, комментируя прогноз, сделанный белорусскими чиновниками, замечает, что власти использовали для анализа традиционные параметры.
— Это цена на нефть, состояние российского рубля, динамика экономического роста в России. С этими факторами сложно поспорить, потому что, действительно, мы сегодня именно от них зависим.
В то же время прогноз экономических властей наводит на противоречивые мысли.
— С одной стороны, здесь мы можем отметить позитивную динамику с той точки зрения того, что параметры выбраны адекватно, — отмечает Антон Болточко. — С другой стороны, применение этих параметров говорит нам, что за текущий год мы фактически не смогли диверсифицировать свою экономику — и наша зависимость остается достаточно сильной.
Что случится с белорусской экономикой в случае пессимистического сценария, нарисованного властями?
Экономист «Либерального клуба» считает, что при среднегодовой цене в 35 долларов и падении ВВП России данная властями оценка роста ВВП смотрится нереалистично:
— Учитывая данные официальной статистики по инвестициям в основной капитал, по тому, как сегодня ведут себя граждане Беларуси в части потребления, в розничной торговле, как себя чувствует себя сфера строительства… К сожалению, при пессимистическом сценарии при таких параметрах мы не сможем удержаться в зеленой зоне. Скорее всего, это будет продолжение рецессии, возможно, в рамках 1%, если ничего не изменится.
Эксперт подчеркивает, что существуют и другие факторы, помимо названных властями, которые будут влиять на экономику Беларуси в 2017 году.
— Тот же кредит МВФ или кредит ЕСФР способен оказать значительное влияние на состояние экономики. Из внутренних факторов ключевым будет фактор проводимой политики. Если в 2017 году будет происходить приватизация госсобственности, избавление промышленного сектора от плохих активов, ликвидация некоторых госпредприятий, то это будет один сценарий. Если же и дальше будет замораживаться текущее состояние, то мы можем увидеть совсем иное развитие событий, — считает Антон Болточко.
Злотников: Экономике угрожают сразу несколько негативных тенденций
Экономист Леонид Злотников критически оценивает цифры, озвученные Минэкономики, так как кроме внешних обстоятельств, на динамику ВВП будет влиять целый ряд тенденций.
— Во-первых, белорусская экономика демонстрирует потерю конкурентоспособности — уже второй год непрерывно идет процесс удешевления нашего экспорта по отношению к импорту. Это очень негативная тенденция.
Второй тревожный фактор заключается в том, что белорусы продолжают проедать ресурсы.
— Население сейчас попросту проедает свои запасы, и за счет этого поддерживается экономика, — уточняет Леонид Злотников. — Люди продают валюты больше, чем покупает — примерно на 200 миллионов долларов ежемесячно, начиная с декабря прошлого года.
По мнению экономиста, эти резервы не бесконечны.
— И, наконец, в-третьих, мы вышли почти на грань платежеспособности банковской системы, — предупреждает он. — Происходит рост долгов — и это еще одна негативная тенденция. Просроченная кредиторская задолженность растет очень быстро — на 40% за полугодие. То есть, финансовое состояние предприятий ухудшается.
Таким образом, делает вывод Леонид Злотников, сегодня нет никаких оснований считать, что в 2017 году можно ожидать рост или хотя бы ослабить падение ВВП.
— Ситуация в экономике будет такая же, как и в текущем году, а может — и еще хуже, — замечает эксперт.