Смешно всерьез относиться к ссылкам властей на мировой экономический кризис.
Стало уже общим местом, что наше правительство со всех сторон, от Лукашенко до оппозиции, критикуют за неспособность вывести страну из кризиса. Который засасывает все глубже, распространяясь с финансов на реальный сектор (где падение объемов производства - суровая действительность), оттуда - на торговлю, социальную структуру общества, качество человеческого капитала, систему образования. С ощутимой перспективой кризиса политического. А что, выход из нашего кризиса вообще существует?
Пока у нас нет даже общепризнанного точного диагноза проблем. Либералы видят их корень в отсутствии полноценных рыночных реформ. Правительство - в мировом экономическом кризисе. Консерваторы - в происках «мировой закулисы». Обыватель - что «все разворовали». А что мы знаем точно, исходя из опыта безрезультатного барахтанья в последние 5 кризисных лет?
Вряд ли дело только в рыночных реформах. Во-первых, и так все наши предприятия работают в условиях жесткой конкуренции. Уже не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Во-вторых, в мире множество моделей рыночных экономик. Немецкая, англосаксонская, корейская, японская, китайская модели отличаются друг от друга очень сильно. Реформы могут быть результативны, если выбрать одну и ее последовательно выстраивать. Никаких проработанных предложений пока нет. И в-третьих, выстраивание рыночной экономики далеко не у всех оказалось успешным: есть положительный (пока!) опыт Польши и Китая и есть негативный опыт многих других стран - от России и Украины до Венгрии и, например, Гондураса. Не говоря уже о социальных издержках слишком резких реформ, которыми наши либералы откровенно пренебрегают.
Смешно всерьез относиться и к ссылкам правительства на мировой экономический кризис. Со всеми его «прелестями» в виде резкого обострения конкуренции или скачков цен на биржевые товары. Поскольку рыночная экономика (а мировая экономика, безусловно, рыночная) без кризисов перепроизводства существовать не может. Как не может, например, белорусская осень быть без дождей. Но в дождь - берешь с собой зонтик или надеваешь плащ. Запад уже 50 лет успешно микшировал кризисы (правда, за счет периферии), своевременно отслеживая их подход и принимая адекватные меры. Опыта в мире достаточно. Так почему для нашего правительства кризис наступил так же внезапно, как для плохого председателя колхоза внезапно в декабре наступает зима?
Уже точно знаем, что белорусская экономика в данной структуре нежизнеспособна. О необходимости структурных реформ говорят все - от руководителей нашего Нацбанка до представителей МВФ. Но каждый, в итоге, имеет свое представление о том, как должна выглядеть структура экономики страны в результате этих реформ. К тому же любые структурные реформы будут означать социальные издержки. Размер которых зависит от выбранного варианта реформ. Но в любом случае малыми они не будут. Пока власть, не сильно доверяя обещанным от реформ благам (особенно - глядя на соседей), этих издержек боится больше, чем кризиса.
Также точно знаем, что страну накрыл кризис некомпетентности. Часть руководителей остались в совке, большая часть - срослись с «белорусской моделью». Некоторых можно переучить или доучить (образовательный уровень позволяет), но, во-первых, далеко не всех. И во-вторых, опыт, навыки работы за 20 лет укоренились слишком прочно. В новой экономической модели далеко не всем им найдется место. А значит - будут сопротивляться. И сопротивляться яростно, настойчиво требуя массовой, льготной и номенклатурной приватизации. Чтобы обеспечить свои личные, шкурные интересы. Тем не менее именно в структурных реформах ключ вывода страны на траекторию развития, преодоления кризиса. Это подтверждает и схожесть проблем нашей экономики с проблемами в экономиках России и Казахстана.
Интересна оценка деятельности правительства Казахстана местным политологом:
«Можно ли сказать, что наше правительство берет на себя ответственность и проводит политику, направленную на улучшение ситуации в стране? По-моему, нет! Если отдельные министры, замминистров, руководители департаментов работают нормально, то вся система в целом не работает… Никто в стране не знает, что делать дальше. Да если бы даже и знали - мы все прекрасно понимаем, что в нашей стране решения принимаются не по каким-то объективным экономическим причинам, а исходя из интересов 10-15 физических лиц. Именно поэтому те решения, которые принимают у нас высшие политические чиновники, не вызывают у общества ничего, кроме издевки… Государство продолжает выделять миллиарды на инвестиционные проекты нацкомпаний, но эти деньги оседают на депозитах в банках второго уровня, а в практическую экономику не идут. А если и идут, то на такие проекты, которые, кроме сожаления и раздражения, иных эмоций не вызывают».
Как про Беларусь написано. Или про Россию. А общее в наших странах одно: унаследованная от СССР структура наших экономик. Которую там даже массовая приватизация изменить не смогла. И у нас не сможет.
Уверен, что выход из кризиса для Беларуси пока еще есть. Страна у нас небольшая, человеческий капитал, хоть и изрядно потрачен впустую, все еще имеется. А что до кризиса, то, как известно, «разруха не в сортирах, разруха - в головах». Прежде чем начать выбираться страной на траекторию развития, необходимо проделать большой объем работы. Работы интеллектуальной. Сумеем проделать - выберемся. Не сумеем - сползем на уровень Гондураса. Значит - того и достойны.
Александр Обухович, «Белгазета»