В августе продолжились тенденции последних месяцев: остатки средств населения на срочных Br-рублевых вкладах медленно прирастают, 2-й месяц показывая незначительный чистый приток, в иностранной валюте – продолжают сокращаться, чистый отток здесь идет уже 10 месяцев. Валовые иностранные активы (требования к нерезидентам) банковской системы Беларуси немного выросли, но ЧИА – увеличили свой «минус».
Средняя по стране доходность срочных Br-вкладов для физических лиц в августе снова упала, составив 21,1% годовых (в июле было 22,0%). Но так как Br-рубль за август укрепился примерно на такой же процент (21,6% годовых), то долларовая доходность таких депозитов в августе удвоилась (+43,1% годовых в долларах) – и это 5-й месяц в этом году с $-доходностью срочных Br-вкладов.
Стабильная финансовая ситуация в стране и курсовая устойчивость национальной валюты способствуют росту вкладов в национальной валюте. Но прирастают они очень медленно, и, пока еще, большей частью за счет рекапитализации начисленных процентов.
Так, за август остатки срочных Br-депозитов физических лиц выросли на Br65 млн, но поскольку в этой сумме около Br45 млн рекапитализированных процентов (расчетная величина), то получается, что чистый приток Br-рублей – Br20 млн. Тем не менее, это больше, чем было в июле (тогда было менее Br12 млн), и, наконец, на отчетный момент остатки срочных Br-вкладов физлиц превысили сумму, которая была в начале года.
Медленный прирост остатков срочных Br-депозитов в условиях высочайшей их долларовой прибыльности – это прямой результат падения реальных доходов населения в условиях продолжающегося экономического кризиса.
Еще одно последствие падения реальных (а также номинальных в долларовом эквиваленте) – сокращение остатков срочных вкладов физлиц в иностранной валюте. Падение здесь длится уже 12 месяцев. Валютные вклады – резервуар народных сбережений, и в условиях недостатка текущих доходов приходится доставать валюту из этой «кубышки» чтобы не снизить свой уровень потребления, уровень жизни.
Население снимает валюту с вкладов и конвертирует в Br-рубли, чем создало в отчетном месяце сильнейшее (рекордное) плюсовое сальдо валютного рынка в своем секторе (чистую продажу) и одно из самых больших месячных чистых продаж по всему валютному рынку страны.
Кроме того, изыманию населением валюты из банковской системы способствуют низкие процентные ставки по срочным депозитам физлиц в иностранной валюте. Сейчас они находятся на историческом минимуме. Но в августе средняя доходность таких депозитов несколько подросла – до 3,7% годовых в среднем по стране (в июле было 3,6).
Еще один фактор – падение курса доллара в стране. За август доллар в Беларуси подешевел на 0,18% (-21,2% годовых). Это создало Br-рублевую убыточность срочных валютных депозитов размером 17,6% годовых (все – в среднем по стране).
Результатом всего этого стало сокращение остатков срочных валютных вкладов физлиц за август на $40 млн, с $7,237 млрд до $7,197 млрд (данные Национального банка). В начале года остатков было на $7,692 млрд, а исторически рекордный объем - $7,844 млрд – был ровно года назад, в конце августа 2015-го.
Учитывая, что рекапитализация процентов в августе более $20 млн, получается чистый отток валюты с вкладов свыше $60 млн. Это больше, чем в прошлом месяце. Чистый отток длится 10 месяцев подряд.
Общий объем всех средств населения в банках, а это остатки на переводных и срочных депозитов физических лиц в национальной и иностранной валюте, на конец августа эквивалентен $9,635 млрд, из них лишь 21,0% - в национальной валюте. В начале года средств населения в банках (депозитов всех видов) было на $10,378 млрд, а максимум - $12,097 млрд – был зафиксирован в середине 2014-го.
Рублевая денежная масса М2 за август заметно выросла, составив Br9,432 млрд. Месяц назад было Br 9,032 млрд, а в начале года – Br9,050 млрд. Но год назад было больше, даже несмотря на инфляцию (рекорд – Br10,033 млрд в конце июня 2015-го). Это говорит о жесткой денежно-кредитной политике, отказе от «печатания денег», от дешевых и доступных кредитов, которые и увеличивали бы денежную массу.
Долларовый эквивалент М2 сейчас – это $4,836 млрд, и практически соответствует размеру ЗВР ($4,712 млрд), то есть почти вся Br-рублевая масса может быть покрыта имеющимися у главного банка страны валютными запасами. Исторический максимум $-эквивалента М2 - $9,310 млрд осенью 2014-го, при том, что ЗВР тогда составляли $7,388 млрд.
Из положительного в августе можно отметить рост валовых иностранных активов банковской системы Беларуси (требований к нерезидентам). На конец месяца их - $6,452 млрд, и это самая большая их величина с ноября 2014-го то есть за весь период финансового кризиса, начавшегося в декабре 2014-го с дефицита валюты в обменных пунктах (исторический максимум - $13,290 млрд, середина 2012-го).
Но обязательств банковской системы перед нерезидентами за август тоже стало больше ($8,209 млрд в конце отчетного месяца), причем если требования к нерезидентам выросли на $101 млн, то обязательства – на $128 млн. В результате чего чистые иностранные активы банковской системы Беларуси за август увеличили свое минусовое значение на $27,5 млн и составили $-1,757 млрд.
Если прибавить к обязательствам перед нерезидентами (которые есть валютные) еще и внутренние обязательства в иностранной валюте (а это валютные депозиты физических лиц и субъектов хозяйствования, их - $12,027 млрд на конец августа), то общие валютные обязательства банковской системы Беларуси на отчетный момент - $20,236 млрд, и имеющиеся ликвидные валовые валютные активы (требования к нерезидентам, $6,452 млрд) покрывают эти совокупные валютные обязательства лишь на 31,9%.
Это немного лучше, чем было в начале 2016-го года (26,1% в феврале), но остается очень низким показателем, который говорит о недостатке валюты в стране. Валюта выдана кредитами отечественным предприятиям, и в сегодняшних условиях это является проблемой не только самих предприятий, но и банковской системы: доля просроченных и проблемных инвалютных кредитов растет.