Валовый внешний долг Беларуси во II квартале 2016-го сократился на $401 млн. Но в процентах к ВВП - достиг исторического максимума, а относительно объема иностранных активов (требований к нерезидентам) банковской системы он остается больше в 6,7 раз. Предстоящие же в течение года выплаты Беларуси по валютным долгам превышают имеющиеся у Национального Банка валютные активы.
По данным Национального Банка валовый внешний долг (ВВД) Беларуси на конец II квартала 2016-го составил $38,216 млрд. А исторически максимальное значение ВВД РБ - $40,802 млрд (в середине 2014-го).
Последние 5 лет прирост ВВД, в целом,идет очень незначительный, а периоды роста чередуются с периодами снижения. Наиболее же активным был прирост ВВД в “пятилетку” 2006-10 гг (это было время наибольшего минусового сальдо текущего счета платежного баланса, которое появилось из-за постепенного роста цены на нефть и газ от России, и эту “дыру” в платежном балансе приходилось «затыкать» внешним заимствованием).
ВВД на душу населения - 4023 $/чел. Это примерно соответствует средней зарплате по стране за 11 месяцев. В момент пикового размера ВВД (середина 2014-го) подушевая величина была больше (4310 $/чел.), но поскольку тогда $-эквивалент зарплат был значительно выше, чем сейчас ($600 против $370), исторически максимальный ВВД был на то время сопоставим лишь с 7-месячной зарплатой белоруса. То есть сегодняшняя подушевая нагрузка заметно выше, чем была при рекордном ВВД.
Внешний долг Беларуси – это долг в иностранной валюте. В конце II квартала в банковской системе страны объем ликвидных иностранных активов (иностранной валюты, золота, кредитов нерезидентам, депозитов в зарубежных банках, заграничных ценных бумаг и прочих требований к нерезидентам) составлял $5,668 млрд.
Таким образом, ВВД на отчетную дату превышает сумму имеющихся валютных активов в 6,74 раз (на 674%). Это близко к максимальному значению годичной давности (превышение в 6,9 раз в конце I квартала 2015-го года), что говорит о недостаточности валютных средств.
Но хуже всего обстоит дело с таким параметром уровня внешней задолженности как отношение ВВД/ВВП: оно достигло исторически максимального значения 78,0%. Это произошло из-за падения годового ВВП в долларах (до $48,98 млрд за период «III квартал 2015-го – II квартал 2016-го» по средневзвешенному курсу).
Еще 2 года назад отношение ВВД/ВВП было не намного больше 50%, и это был один из лучших показателей в Восточной Европе и СНГ. Несмотря на то, что по итогам 2015-го Беларусь по этому параметру и осталась среди лучших, кардинального, как раньше, отличия от восточноевропейских стран ЕС уже нет.
Относительно I квартала валовый внешний долг в конце II квартала меньше на $401 млн. Однако за год (за 4 последних квартала) ВВД Беларуси вырос на $281 млн.
При этом внешний долг органов государственного управления вырос за год на $403 млн, а за II квартал на $108 млн.
Результатом этого стало увеличение доли сектора госуправления в общем ВВД до 35,6% - максимального процента за 2 года.
Доля госсектора выросла до сегодняшней в течение последних 10-ти лет, в то время как доля межфирменного кредитования (прямых инвестиций материнских компаний дочерним фирмам в Беларуси) остается на очень низком уровне, самом низком среди стран СНГ и Восточной Европы. А ведь в этом секторе прирост внешней задолженности может считаться положительным явлением, так как это прямое инвестирование в экономику, чего так желают от заграницы белорусские власти.
За последние 10 лет ВВД вырос на $32,803 млрд (с $7,990 млрд во II квартале 2006-го по $38,216 млрд во II квартале 2016-го). Внешняя задолженность органов государственного управления выросла за это же время на $13,030 млрд (с $0,575 млрд до $13,605 млрд), банки привлекли из-за рубежа за это же время $5,527 млрд на чистой основе, а внешний долг сектор экономики стал больше за 10 лет на $11,318 млрд.
То есть сектор государственного правления (Правительство Беларуси) наращивал внешнее заимствование в последнее 10-летие больше, чем любой другой сектор.
На 2016-й приходятся значительные выплаты по внешнему долгу. Учитывая размер иностранных активов, без новых заимствований не обойтись. Сократившаяся же экономика (и в реальном выражении и в $-эквиваленте) будет испытывать на себе сильное внешнедолговое давление.
Уже сейчас на обслуживание внешнего долга (выплаты процентов и самого “тела” долга) уходит более 13% ВВП (хотя в начале прошлого года доходило почти до 18%).
За год (за последние 4 квартала) валовые выплаты уже составили $6,695 млрд (с учетом торговых кредитов и краткосрочных обязательств банков).
Как видно, пик платежей по внешнему долгу прошел более года назад (рекордная сумма – почти $13 млрд за период « II квартал 2014-го – I квартал 2015-го») и сумма предстоящих платежей постепенно уменьшается. Но они (платежи за предстоящий год) по-прежнему превышают объем официальных резервных активов и других активов в иностранной валюте.
Имеющихся в наличии на конец августа таких активов - $5,490 млрд. А предстоящих, уже запланированных в течение 12 месяцев, их затрат на обслуживание валютных долгов - $5,394 млрд, а с учетом потенциально возможных, зависящих от развития ситуации, внешних событий, потому не заранее установленных, а которые просто могут быть («обусловленных», как написано в отчете Национального Банка) - $6,72 млрд.
То есть все имеющиеся активы равны объему предстоящих (запланированных) в течении 12 месяцев выплат, а с потенциально возможными - меньше их. Понятно, что без новых внешних заимствований Беларусь обойтись не сможет.