Комиссия даже не удосужила себя вбрасыванием бюллетеней, а просто «нарисовала» вместо 25% все 75.
Об этом в письме charter97.org рассказала Павельчук Маргарита Борисовна, доверенное лицо Виктора Янчуревича, экс-кандидата в «депутаты» «палаты представителей».
Маргарита Павельчук наблюдала за процессом голосования на избирательном участке №681, а также имела возможность держать на контроле избирательный участок №682 Партизанского избирательного округа №110, так как они находились в одной школе и были расположены по соседству.
Вместе с наблюдателями от КХП-БНФ она смогла составить целостную картину происходящего на данных избирательных участках.
«Нарушения, опущенные в процессе голосования и подсчета голосов свидетельствуют о том, что выборы не могут считаться проведенными в соответствии с законом гласно и открыто, следовательно, не могут быть признаны состоявшимися на данных избирательных участках», - утверждает наблюдатель м приводит далеко не полный, но впечатляющий список нарушений:
1. Помещения избирательных участков не опечатывались, члены избирательных комиссий входили туда без наблюдателей, однажды были пойманы на вскрытии опечатанного шкафа члены комиссии Корбут Светлана Александровна («Белорусский фонд мира») и Кожевникова Н.В. («Белорусский союз женщин»).
2. Ящики для голосования не были заклеены по бокам, списки членов комиссии были приклеены скотчем и легко снимались, не оставляя следов, что создавало благоприятные условия для вскрытия крышки ящика для голосования, искажения результатов голосования и их фальсификации.
3. Избирательные комиссии не давали аккредитацию наблюдателям от КХП-БНФ и доверенным лицам кандидата в депутаты Виктора Янчуревича, если от них уже был аккредитован один наблюдатель с первого дня досрочного голосования, таким образом делалось все возможное для того, чтобы никто не смог сформировать целостную картину о происходящем на избирательном участке.
4. Председатель участковой комиссии удалял наблюдателей с заседания комиссии, если под жалобой не было их подписей, не разрешали произносить ни слова подавшим жалобу, объявили, что у нас нет права голоса, только зачитывали жалобу, что является нарушением Избирательного Кодекса Республики Беларусь.
5. Состав избирательных комиссий №681 и №682 был полностью сформирован из работников «Минского завода шестерен», может быть за исключением 1-2 человек. Этот состав один и тот же от одних выборов к другим. Это означает, что подчиненные будут выполнять любые приказы руководителей.
6. На избирательном участке №682 наблюдателей от КХП-БНФ и доверенное лицо кандидата в депутаты Виктора Янчуревича не пустили в автомобиль для выезда на голосование по месту жительства, заставили бежать за машиной к домам избирателей.
7. Избирательные комиссии завысили количество заявок для голосования на дому с 2-3 избирателей до 22 на участке №681. Ни одного звонка ни на досрочном голосовании, ни в основной день не поступало.
8. Ящики для голосования вскрывали поочередно, но подсчета голосов как такового не было, члены избирательной комиссии разобрали бюллетени, что-то написали на бумажках и передали заместителю председателя комиссии, итог подсчета не был озвучен. После этого вскрыли вторую урну, подсчет голосов был проведен аналогично с первым ящиком, та же процедура была проделана и с третьим ящиком для голосования. Никто из наблюдателей не имел возможности установить ни количество бюллетеней, ни за кого отданы голоса. После заместителем председателя были оглашены какие-то цифры, назвать можно было любые.
9. Заседание комиссии не проводилось, не был установлен регламент, не было предложено выразить особое мнение членам избирательной комиссии и подать жалобы и замечания наблюдателям.
10. Протокол об итогах голосования не был вывешен, вместо него была вывешена какая-то писулька с цифрами без единой подписи, таким образом, ответственность за содеянное на себя никто не взял.
11. Неиспользованные бюллетени не были пересчитаны.
12. Опечатывание всех видов бюллетеней происходило за столами на полу, наблюдатели не могли видеть, что и в каком виде опечатывалось.
13. Замечания и жалобы от наблюдателей на процедуру подсчета не приняли.
14. Процедура установления результатов голосования, их озвучивания и составления протокола заняла 25-30 минут.
15. В основной день голосования явка избирателей была завышена более чем на 50%. Эти бюллетени не были даже вброшены в урну для голосования, голоса просто приписали нужному кандидату. Вместо 385 реально проголосовавших 11 сентября избирателей в итоговый протокол внесена цифра 868.
16. В день голосования резко уменьшился список избирателей с 2365 до 2101 человек. Это стало известно только после подсчета голосов и было сделано с целью увеличения процента явки, чтобы подтянуть этот показатель к общереспубликанскому.
17. Разница между реально пришедшими избирателями и официально озвученными избиркомом составила 502 человека, таким образом, проголосовало менее 25% избирателей.
18. Большое впечатление на меня произвело внесение изменений ЦИКом в Методические рекомендации для участковых избирательных комиссий от 10.09.2016 г., на основании которых избирательные комиссии удаляли с избирательных участков аккредитованных наблюдателей и доверенных лиц, если их было более одного от партии.
19. Члены участковой избирательной комиссии фальсифицировали результаты выборов со спокойными лицами, с чувством собственной правоты, не боясь никакой ответственности за содеянное. Наблюдателей для них как бы не существовало. На лицах было написано: «Вы никто и звать вас никак, мы вас не принимаем в расчет». И всем этим безобразием руководила заместитель председателя участковой избирательной комиссии Кузьмина Татьяна Петровна, член районной организации ветеранов.
«Уважаемые сограждане! Подумайте над тем, как проводятся в нашей стране выборы и сделайте что-то, чтобы этот контроль над властью стал настоящим. Участвуйте только в гласных и открытых выборах, становитесь наблюдателями, убедитесь сами, что ваш голос не фальсифицировали», - призывает наблюдатель.