Олимпийский чемпион добился своего не смотря на преграды.
На Паралимпиаде в Рио Игорь Бокий производит фурор: четыре золота и бронза. Четыре года назад в Лондоне наш пловец выиграл пять наград высшей пробы и одно серебро.
Сами собой возникают аналогии с Майклом Фелпсом. А ведь Игорю всего 22 года. Как говорят специалисты, пик у пловцов наступает в 25 - 26 лет.
- Каждую ночь смотрим заплывы, переживаем, не спим, - рассказала kp.by мама Игоря Елена, которая не устает принимать поздравления. - Вроде бы и есть такие старты, когда присутствует уверенность, что Игорь займет призовое место, все равно каждый раз волнуешься.
- Всей семьей смотрите?
- С младшим сыном Женей. Папа вообще не может смотреть - переживает ужасно. Только в повторе смотрит, когда известен результат. Отправляясь на эту Паралимпиаду, сын очень волновался, хотя за плечами успехи на чемпионате мира этого года. Перед соревнованиями он плохо спал, в аэропорту аж белый был. Спрашиваю: «Почему так волнуешься? Ты же уже ездил на Игры». Он отвечает: «Когда ехал в Лондон, то так не волновался, тогда еще все не осознавал. А сейчас понимаю, что от меня ждут медали, повзрослел и осознаю ответственность».
- Помните, как все начиналось?
- В шесть лет отвели его на плавание. Был серьезный отбор: тренер смотрела антропометрические данные, гибкость. Так все началось.
- Сразу сказали, что есть способность?
- Тренер Наталья Юрьевна Позднякова сказала, что мальчик очень способный. Но первый год его выгоняли с тренировок за поведение. Он был очень шустрым ребенком, поэтому решили отдать в спорт, чтобы направить его энергию. Когда Игоря выгнали в очередной раз, папа даже спросил: «Может, вы не хотите, чтобы он к вам ходил?» Но Наталья Юрьевна потом объяснила, как она может быть против, если мальчик способный? Просто так получалось… Когда уже у Игоря появилось понимание, интерес, то все пошло по-другому.
- А выгоняли просто с занятия или даже был период, что долго не тренировался?
- Был случай, когда полторы недели, как обычно, водили его на тренировки и спустя несколько часов забирали. Пока тренер не увидел папу: «Почему вы здесь? Я полторы недели назад его выгнала и сказала больше не приходить». Оказалось, что Игорь приходил в раздевалку, принимал душ и просто там сидел. А когда выходил, то казалось, что плавал.
- Было такое, когда вы были против его тренировок, хотели, чтобы он сосредоточился на учебе?
- Мы всегда за спорт. Но был такой момент, когда он тренировался среди здоровых, стал кандидатом в мастера спорта, приглашали в Минское училище олимпийского резерва. Тогда Игорь учился в 7-м классе. В Минске, во время прохождения медицинской комиссии, ему сказали, что с таким зрением никуда нельзя. Тогда мужу Александру стала говорить, мол, чего терять время, у нас нет допуска на соревнования, надо бросать плавание и подтягивать учебу. Все-таки надо было думать о будущем.
Но первый тренер Наталья Юрьевна Позднякова уговорила нас остаться (спасибо ей большое). Еще год мы тренировались, а потом нам подсказали поехать в Минск к врачу, который работает на комиссиях паралимпийцев. Он сказал, что есть возможность участвовать в соревнованиях среди паралимпийцев, и уже в Германии дали соответствующую группу S13.
- Нагрузки в плавании даже помогают поддерживать зрение, чтобы оно не ухудшалось?
- Зрение поехало в малом возрасте. Врач Татьяна Ивановна из Бобруйска говорила, что надо плавать - это укрепляет мышцы спины.
- Но ведь в школе Игорь хорошо учился?
- Да, но для поступления в институт на хорошую специальность надо было подтягивать учебу. Все-таки он тренировался по два раза в день, не всегда получалось делать все задания, времени не хватало. Но к учебе у него хорошие способности. Особенно математика нравилась, рисовал хорошо.
- В итоге Игорь и продолжил карьеру, и поступил в ИБМТ БГУ на специальность «логистика». Необычный выбор для спортсмена…
- Он поступил в 2012 году перед Играми в Лондоне. Затем перевелся на экономический факультет, учится заочно. О дневном отделении даже не было речи: постоянно сборы по Беларуси, за границей. Но сам хотел именно в БГУ, хотя активно звали и в БНТУ. Это его решение, он говорил, что если захочет в будущем стать тренером, то сможет заниматься этим делом.
- Ваш младший сын Евгений пошел по стопам брата?
- Как и Игорь, он с шести лет занимается плаванием. И тоже у Натальи Юрьевны. Сейчас ему 12 лет, ездит на соревнования, выигрывает медали (среди здоровых - Прим.). Тренер говорит, что есть потенциал.
- Чем увлекается Игорь вне тренировок? Слышал про интерес к фотографии.
- После Игр в Лондоне папа подарил ему хороший фотоаппарат, он много снимал. Но теперь это отошло на второй план. В прошлом году они с папой ездили в Варшаву на концерт AC/DC, очень понравилось. В общем, он обычный ребенок, обычные увлечения. Для меня он еще ребенок.
На Новый год ему девушка подарила собаку, овчарку. Такая была радость, он давно очень хотел. Собаку увез в Минск. Пока он был на тренировке, овчарка все погрызла в квартире. Он звонит и говорит: «Заберите ее себе. Я больше не могу». Я предлагала отдать собаку кому-нибудь, пока она маленькая и сможет быстро привыкнуть. Но Игорь ни в какую: «Вы же мне обещали, что будет собака». До трех месяцев держали ее дома, а потом перевезли в вольер, где у нас есть участок. Она очень хорошая, мы сами к ней привыкли, собака-умничка. Когда Игорь приезжает, то бегает с ней, на речку ходит.
- Подарила девушка…
- Они уже два года встречаются. Познакомились в Бобруйске.
- За медали в Лондоне обещали по 50 тысяч долларов. На что их потратили?
- Вот купили квартиру с парковкой в Минске, сделали там ремонт. Важно, чтобы у него все было и сын мог спокойно тренироваться.