Заказчики и исполнители этих похищений известны, но нет политической воли для расследования дел.
Об этом руководитель правозащитного центра «Правовая помощь населению» Олег Волчек заявил в интервью «Белорусской правде»:
- Ситуация со Светланой Завадской, как и с Ириной Красовской, с Зинаидой Гончар, Ольгой Захаренко одинакова. Национальное законодательство обязывает расследовать любое исчезновение человека — одно из самых серьезных преступлений, которое направлено против жизни человека.
Когда я еще работал следователем, нас обязывали каждые полгода отчитываться по нераскрытым преступлениям, составлялись специальные графики розыска пропавших. Но самое главное состоит в том, что один-два раза в год я обязан был навещать родственников, выслушивать их версии и предоставлять им минимум информации по расследованию. Как мы видим, с женами пропавших никто не встречается, их игнорируют, скрывают от них информацию. Иногда следствие доводило ситуацию до абсурда, полностью отказываясь контактировать с родственниками исчезнувших.
За прошедшие 17 лет государство давно могло расследовать политические исчезновения, установить и привлечь к уголовной ответственности не только исполнителей, но и заказчиков преступлений. Все четверо постоянно находились в поле зрения спецслужб.
Власть, используя в своих интересах потепление с Западом, с США, просто игнорирует тему политических исчезновений. Более того, за последние пять лет я тоже не видел резолюций ООН, ОБСЕ, ПАСЕ, требующих от белорусских властей отчета по громким делам.
Я уверен, что во всех политических похищениях присутствует только белорусский след. Иначе бы все дела были уже раскрыты. В моей практике были дела, которые раскрывались и через 10, и через 15 лет. По политическим похищениям тоже есть все данные: и по Захаренко, Гончару, Красовскому, Завадскому. Нужна только политическая воля.
Если власти не согласны с утверждениями, что Шейман, Сиваков, Наумов, Павличенко, Васильченко причастны к политическим похищениям, они должны вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и предъявить его общественности. Такого постановления нет по сей день — значит, они по-прежнему остаются под подозрением. Санкции в отношении них до сих пор не сняты международной общественностью.
Без расследования политических убийств (а это убийства) реформирование Беларуси невозможно. Пока государство не снимет с себя подозрения к убийствам оппонентов режима, нормализация отношений с Западом и США невозможна. Раскрытие политических похищений должно стать ключевым вопросом во взаимоотношениях Запада, США с официальным Минском, особенно сейчас, когда Лукашенко признает необходимость сближения с ними. Он также признал, что санкции повлияли на имидж Беларуси.
Поэтому, считаю, что движение вперед только начнется с того момента, когда государство представит родственникам и международной общественности виновных в насильственных похищениях Юрия Захаренко, Виктора Гончара, Анатолия Красовского и Дмитрия Завадского. Эти дела напрямую влияют на нашу экономику, имидж государства и благосостояние каждого. Многие понимают, что политические исчезновения коснулись их только сейчас.