На днях при просмотре фильма «Реальная цена моды», выпущенного в 2015 году и не имеющего отношения к Беларуси, чуть не упал со стула.
Моя челюсть отвисла, когда в середине картины показали столицу Камбоджи, где в начале 2014 года работники текстильной отрасли вышли на улицы с требованием повысить для них минимальную зарплату со 100 долларов до 160.
Еще раз. В Камбодже. Минимальную зарплату. До 160 долларов.
В Беларуси, напомню, минимальная зарплата по стране с учетом индексации составляет сегодня около 240 рублей или 120 долларов.
С интересом стал гуглить, чем же закончились протесты в Камбодже.
В чем была суть возмущений местных жителей? Они работают на международных заказчиков их одежды, среди которых такие бренды, как Levi’s, H&M, ZARA и другие. Правда, не напрямую, а через правительство. Очевидно, что на их труде несправедливо наживались, поэтому камбоджийцы и потребовали от властей поднять зарплату.
В январе 2014 года протесты жестоко подавили. Но в сентябре того же года они вновь вспыхнули. А в ноябре власти Камбоджи объявили об увеличении минимального месячного оклада для работников текстильной отрасли до 128 долларов.
Однако профсоюзы (у них на фабриках есть независимые профсоюзы!) заявили, что этого мало. После долгих переговоров правительство Камбоджи согласилось увеличить минимальный размер оплаты труда до 140 долларов – с 1 января 2016 года.
А теперь вернемся к нашим реалиям. О ситуации на предприятии по пошиву одежды в одном из райцентров знаю, что называется, из первоисточников. Зарплаты швей – ниже даже установленной правительством минималки, чего уж тут сравнивать со 160 долларами в Камбодже. «Спасибо» некомпетентному и безынициативному директору, а также райисполкому, который его назначил и теперь покрывает.
Да, какое-то недовольство среди швей присутствует. Но чтобы люди заговорили о протестах… нет, это не про них. Так и молчат, пытаясь найти другую работу в городе.
Мы как-то уже привыкли стоять на месте и смотреть в спину убегающим вперед Польше и Литве. Но как бы нас со временем не обогнали вчерашние страны третьего мира.
Руслан Горбачев, «Солидарность»