Задача «впаривать» соседям белорусский неликвид хотя бы «по чайной ложке, похоже, окончательно провалилась.
Удивительное рядом. Сколько власти ни кричали о необходимости переориентации рынка, сколько ни собирались возить в разные страны «по чайной ложке» всякой отечественной всячины, сколько ни втюхивали белорусских тракторов-пробников в подарок международным партнерам, а экспорт в Россию не то что не сократился, а даже наоборот вырос.
Вот уж действительно эффективное управление! В макроэкономическом обзоре, который подготовили эксперты CASE по итогам работы белорусской экономики за первое полугодие, указывается:
«Несмотря на планы по диверсификации экспорта, принятые на текущую пятилетку, доля России во внешней торговле Беларуси продолжает расти. За полгода доля России выросла сразу на 4,3% (с 38,9% в 2015-м до 43,2% в первом полугодии 2016-го). Это означает рост рисков в части сохранения уязвимости экономики Беларуси к внешним шокам, в частности, к ситуации в экономике России».
При этом экономисты констатируют, что доля экспорта Беларуси в другие страны в общем объеме экспорта в январе-июне 2016 года снизилась почти на 2%. Если в 2015 году она составляла 18,4%, то в этом году — 16,7%, сообщает БелаПАН.
«Хуже дела с диверсификацией экспорта обстояли лишь в 2007 году. Не выполняется принятая на текущую пятилетку концепция диверсификации экспорта по принципу «треть-треть-треть», где указанные пропорции — это доли белорусского экспорта на рынки ЕАЭС, ЕС и стран «дальней дуги», — говорится в макроэкономическом обзоре CASE Belarus.
То есть выходит, что чем больше белорусские власти говорят о необходимости переориентации экспорта, тем прямо противоположная ситуация наблюдается. И ведь ладно бы завалили своей продукцией процветающего соседа, чья экономика богата и стабильна. Так ведь нет. Эксперты из CASE Belarus прямо говорят: «Уязвимость белорусской экономики от внешних шоков, исходящих со стороны России, растет».
То есть иными словами: ляснется что-то в соседней стране — накроется все в Беларуси.
В чем причина такого парадоксального поведения и как так случилось, что «чайная ложка» экспорта, с которой Лукашенко собирался ходить по всему миру, вдруг обернулась ложкой дегтя в собственной бочке меда?
Светлана Метелкина, «Салiдарнасць»