Один из ведущих экспертов по рынку углеводородов, глава компании Euro Petroleum Consultants Колин Чапман поделился с «Ежедневником» своим видением перспектив белорусской нефтепереработки и нефтехимии.
— Г-н Чапман, Вы возглавляете инжиниринговую и консалтинговую компанию, клиентами которой являются и белорусские НПЗ. Какие важнейшие проекты, реализованные в белорусской нефтепереработке за последние годы, вы могли бы выделить?
— Последние 20 лет нефтеперерабатывающая отрасль в Беларуси занимала лидирующие позиции в реализации проектов, направленных на углубление переработки и улучшение качества продуктов производства. В числе наиболее успешных проектов мы можем назвать строительство установок каталитического крекинга и алкилирования в Мозыре.
— А какие-то характерные только для белорусских предприятий черты вы можете назвать?
— На меня всегда производили сильное впечатление высокий уровень образования и квалификации белорусских инженеров, их самоотдача в реализации каждого проекта, несмотря на многие трудности и вызовы. И Мозырский НПЗ, и Нафтан реализовывали очень сложные проекты с привлечением преимущественно местных трудовых ресурсов.
— Каким вы видите будущее белорусской нефтеперерабатывающей промышленности? Что необходимо делать белорусским предприятиям, чтобы улучшить свои конкурентные позиции?
— Для всех нефтеперерабатывающих компаний очень важна непрерывная реализация программ модернизации. Рынки постоянно развиваются, меняется законодательство. И компании должны учитывать все это при формировании своих стратегических планов.
И Мозырский НПЗ, и Нафтан серьезно движутся в этом направлении, но необходимо реально оценивать все варианты, с учетом особенностей местного и экспортных рынков. Для белорусской нефтехимии важно сконцентрироваться на потребностях внутреннего, а также российского рынков и развивать переработку нефтепродуктов и производство пластмасс.
— По вашему мнению, что является наиболее предпочтительным для белорусских компаний в настоящее время: отложить планы по реконструкции и модернизации (остановить некоторые проекты) или попытаться найти дополнительные источники для их завершения? Как должен строиться процесс принятия решений? Стоит ли надеяться на рост цен на нефть?
— Что касается инвестиционных программ, то все компании находятся сейчас в равном положении, все осуществили пересмотр своих инвестиционных стратегий с учетом меняющихся рыночных условий. Проекты, принятые к реализации Мозырским НПЗ и Нафтаном, являются правильными – они направлены на повышение качества продукции и увеличение глубины переработки.
В тоже время обе компании должны постоянно пересматривать свои программы и определять, как они могут развиваться в будущем.
Мозырский НПЗ в настоящее время рассматривает варианты переработки остатков после комплекса гидрокрекинга. И мы видим несколько интересных вариантов для компании в этом направлении.
Нафтану и Полимиру следует более активно рассматривать возможности взаимной интеграции (как это происходит во всем мире). Полимиру необходимо найти инвестиции для реализации проекта по производству этилена.
—А есть ли возможность у белорусских нефтеперерабатывающих компаний привлечь источники проектного финансирования из-за рубежа? Что для этого они должны сделать?
— Существует много вариантов привлечения финансирования, включая экспортное кредитование из Европы и Азии, финансирование отдельных проектов российскими банками. Еще одной моделью может стать кооперация с трейдерами, которые также могут предоставить финансирование с заключением долгосрочного договора гарантированной закупки конкретных продуктов.
Мы также рассматриваем создание кластеров, которые приобретают продукты от нефтеперерабатывающих комплексов и производят конечную продукцию. Такая модель была выстроена на Ближнем Востоке и сейчас реализуется в Азербайджане. В таких кластерах должны быть созданы условия для привлечения внешних инвесторов. Необходима также демонстрация стабильности таких инвестиций.
— Вопрос о низких ценах на нефть. По вашему личному прогнозу, как долго они будут оставаться на таком невысоком уровне? Какие шаги должны предпринимать компании, в том числе и белорусские, когда период высокой маржинальности остался позади?
— Текущий уровень цен на нефть обусловлен сокращением спроса из-за снижения темпов роста экономики в совокупности с ростом объемов добычи. Рост уровня добычи вызван несколькими факторами: развитие технологий производства сланцевой нефти в США, снятие санкций с Ирана, нежелание стран – членов ОПЕК сокращать объемы добычи, влияние низких цен на экспорт России и, следовательно, нежелание российских экспортеров сокращать объемы.
Мы ожидаем, что цены стабилизируются на уровне 40-60 долларов за
баррель. Вместе с тем, уровень цен во многом зависит и от геополитических факторов, которые также могут оказать влияние на мировую конъюнктуру.
— Вы думаете, сланцевая нефть действительно будет оказывать влияние на рынок в будущем?
— Я считаю, что развитие технологий производства сланцевой нефти продолжит играть определенную роль на мировых рынках нефти. Производители в настоящее время занимаются усовершенствованием экономических и технологических характеристик ее производства, и, следовательно, могут «выживать» даже при существующем уровне цен.
Соединенные Штаты прошли путь от главного импортера сырой нефти и нефтепродуктов к статусу одного из потенциальных экспортеров готовой продукции в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли.
— В конце сентября вы посетите Минск для участия в Белорусском форуме «Расширяя горизонты: инвестиции, финансы, развитие». Чего вы ждете от этого форума.
— Я надеюсь, что Форум соберет потенциальных инвесторов и представителей местного бизнеса и государственных органов для обмена мнениями о конкретных способах и путях привлечения инвестиций в белорусскую промышленность.
Я уверен, что Беларусь имеет хорошее позиционирование и должна воспользоваться преимуществом своего географического положения и наличие квалифицированной рабочей силы в целях привлечения инвесторов для проведения модернизации своей промышленности не только в отрасли нефтепереработки, но также и в машиностроении для сельского хозяйства и других отраслях. Я с нетерпением жду возможности принять участие в этом важном мероприятии.