Путин больше не может рассчитывать, что граждане РФ будут любить его за «лучшую жизнь».
В день смерти Иосифа Сталина, 5 марта 1953 года заместитель председателя Совета Министров СССР, маршал Советского Союза Лаврентий Берия был назначен еще и министром внутренних дел СССР. Это было непростое назначение.
Наследники Сталина создали для Берия супер-ведомство, которое объединило функции МВД и МГБ. Берия спешил взять реванш за годы, когда он не был куратором силовых ведомств и опасался того, что бывшие подчиненные по указанию «вождя народов» расстреляют его в подвале Лубянки как британского шпиона.
Усиление Берии, сам факт появления силового ведомства, которое обладало неограниченной властью в стране, так испугал соратников Лаврентия Павловича, что уже три с лишним месяца спустя они его арестовали. А 23 декабря 1953 года вечный кошмар Берии сбылся – его расстреляли в подвале как британского шпиона. Даже Сталин никакой не понадобился.
С того времени все усилия партаппарата были направлены на умаление чекистов. Супер-ведомство вновь разделили на несколько. Председатель КГБ смог попасть в политбюро только два десятилетия спустя после ареста Берии – и это был не чекист, а партийный функционер Юрий Андропов. Так что о всевластии чекистам пришлось забыть. Но мечта о нем не умерла. И она живет в сердце каждого, кто прошел через КГБ.
Именно поэтому Владимир Путин решил пойти скользкой дорожкой Лаврентия Берии. По информации московской газеты «Коммерсантъ», еще до следующих президентских выборов в России будет создано супер-ведомство – новое Министерство госбезопасности.
Для начала возродится КГБ СССР, функции которого после краха КПСС были значительно ограничены. В новое МГБ вольются Служба внешней разведки и большинство подразделений Федеральной службы охраны. Но главное – так это то, что сотрудники МГБ будут не просто сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, возбужденных по их материалам Следственным комитетом и МВД, а осуществлять процессуальный надзор за ними.
К тому же МГБ будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах. А это означает, что все остальные силовые ведомства будут подчиняться «чекистам». О таком даже Берия не мечтал.
Причины, по которым Путин хочет пойти на такую реформу, понятны. Это не только сентиментальная влюбленность в Лубянку и ее подвалы. Приближается время экономических трудностей. Путин больше не может рассчитывать, что его граждане будут любить его за «лучшую жизнь». Ему нужно запугать и элиту, и народ – чтобы ни у кого даже не возникло мысли о возможности отставки диктатора и модернизации режима.
По большому счету, Путин даже не Берией хочет стать. Берией будет тот, кого назначат министром госбезопасности. А Путин хочет стать Сталиным образца 1937 года. Чтобы все боялись.
Только вот у Сталина и Берии был ГУЛАГ с его рабским трудом. А у Путина – хиреющий «Газпром» и ненадежная «Роснефть». Это, генацвале, совсем не одно и то же.
Виталий Портников, Еspreso.tv