РФ не пойдет на уступки по газовому вопросу.
Беларусь не способна выйти из интеграционных проектов с Россией, потому что это развалит ее экономику. И в России это прекрасно понимают, поэтому «антисоюзная» риторика Лукашенко вряд ли поможет получить ему какие-то преференции из Москвы, считает российский политолог Андрей Суздальцев.
Такое мнение Андрей Суздальцев высказал в интервью «Радыё Свабода».
- 20 сентября Лукашенко подверг критике действия российских властей, которые не соглашаются с льготной ценой на газ для Беларуси, и сократили в связи с этим поставки нефти в страну. Он пообещал, что свое участие в интеграционных проектах с Россией Беларусь будет «оптимизировать». Почему Лукашенко решил выступить с резкой критикой Кремля?
- Александр Лукашенко, судя по всему, суетится. Еще 11 сентября, выступая на избирательном участке, он высказывался положительно о сотрудничестве с Россией - мол, конечно, мы с Россией договоримся. Прошло только 9 дней, как его риторика изменилась почти на противоположную. Риторика, безусловно, жесткая. Смысл ее в том, что Россия должна и дальше идти на уступки Беларуси, обеспечивать ее, решать ее проблемы.
О чем это свидетельствует? О том, что в реальности белорусское руководство, с одной стороны, не очень понимает и не очень анализирует ситуацию, сложившуюся вокруг России и внутри России. Видимо, аналитические службы белорусского руководства не дают Лукашенко адекватную картину той стратегии, которую выбрала сейчас Россия не только в отношении стран постсоветского пространства, но и в отношении стран, которые позиционируют себя как союзники России, той же Беларуси. Лукашенко не имеет перед глазами понятной матрицы, что и для чего делает Россия.
Понятно, что если говорить просто, Лукашенко считает, что Россия должна увеличивать дотации, поставки нефти, что сегодня серьезно сказывается на бюджете Беларуси. Ему хочется свои подписи под интеграционными документами продавать за десятки миллиардов долларов. Но сейчас это не очень получается.
Примерно с 2014 года руководство Беларуси само себя убедило в том, что Россия сейчас находится в очень серьезном противостоянии с Западом и в этих условиях она пойдет на любые уступки Минску, чтобы сохранить хотя бы формального союзника. Эта уверенность привела к газовому кризису: Беларусь решила самовольно снизить цены на газ, поскольку решила, что Россия это проглотит. Но Москва не проглотила.
- Как на такое поведение отреагирует Кремль? Пойдет ли Москва на уступки?
- Скорее всего, Москва отнесется к этому абсолютно спокойно. Понятно, что Россия может и дальше решать эти вопросы, не спеша. Поэтому не нужно ждать какого-то скандала, потому что Лукашенко в этом заинтересован - ему полезно перед Западом показать, что он находится под давлением России. Москва ему такой возможности не даст.
- По вашему мнению, заявления об интеграции - это просто блеф или Лукашенко действительно может пойти на хотя бы частичное свертывание участия Беларуси в интеграционных проектах?
- Беларусь ничего в эти проекты не вкладывает, но она за счет этих проектов живет. Поэтому это просто шантаж. Беларусь не способна выйти из интеграционных проектов, так как это приведет белорусскую экономику к развалу. Поэтому все эти риторические заявления ничего за собой не имеют, и Москва это прекрасно понимает.
Мы не против, если Беларусь хочет стать суверенным государством. Суверенитет означает деньги, он стоит большие деньги. Это означает поставки энергоносителей по мировым ценам. Мы не против, если Беларусь начнет покупать газ по таким ценам.
Конечно, изменятся условия доступа белорусских товаров на российский рынок, то есть свертывание интеграционных проектов приведет наши отношения на уровень отношений двух соседей, живущих по законам международного права. Если Беларусь к этому готова - это ее право.
- Российские СМИ фактически не обратили внимание на резкое заявление Лукашенко. Почему?
- Это объясняется весом Беларуси и самого Лукашенко во внешней политике России. То есть, веса никакого нет. Если бы такое выступление было, например, со стороны Назарбаева (а такое периодически бывает), то оно получило бы очень сильное звучание в российском медиапространстве.
В этом случае СМИ как раз понимают, что от Беларуси ничего не зависит. Имидж Лукашенко в Российской Федерации в основном негативный, он воспринимается на уровне какой-то экзотики вроде Уго Чавеса. Короче, это несерьезно.
Напомним, 20 сентября диктатор, встречаясь в Минске с госекретарем «союзного государства» Григорием Рапотой, обвинил Россию в экономическом давлении на Минск и нарушении прежних соглашений, а также поставил под вопрос целесообразность дальнейшего участия Беларуси в Евразийском экономическом союзе.
Позже появилась информация, что правительство по поручению Лукашенко уже работает над сокращением штата белорусских чиновников в органах Евразийского экономического союза.
Однако аналитики полагают, что Лукашенко все равно придется идти на какие-то уступки Москве.