Как известно, основным принципом интеграционной структуры ЕАЭС является обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Однако, характеризуя ситуацию в отрасли машиностроения на прошедшей 22 сентября в Минске пресс-конференции, первый заместитель министра промышленности Беларуси Геннадий Свидерский указал на отсутствие пока безбарьерной среды для участников стран Евразийского экономического союза в данной сфере.
На его взгляд, сегодня выстраиваются административные барьеры, чтобы в рамках уже сломанных таможенных границ создать лучшие условия именно своему машиностроению. По словам представителя Минпрома, примеров этому немало.
Так, правительством РФ был принят в последние годы ряд постановлений, которые противоречат равным условиям стран ЕАЭС и процессу интеграции.
«Это и постановление 1224, в котором, сказано о том, что не вся продукция ЕАЭС может участвовать в конкурсах и закупках, и постановление 1432 по субсидированию сельхозтехники, согласно которому Ростсельмаш получает субсидию, а Гомсельмаш – нет», – сказал Геннадий Свидерский.
«Но если посмотреть на то, из чего состоит комбайн, то оказывается, что он состоит и из оренбургского радиатора, и ярославского мотора, и металла из Липецка, – рассказал первый замминистра. – И в результате получился парадокс: с одной стороны, вроде защищали Ростсельмаш, для того, чтобы он мог продавать больше, а Гомсельмаш меньше, но при этом усложнили жизнь другим российским предприятиям: у них снизились объемы. Ростсельмаш, пользуясь преференциальной надбавкой, стал закупать двигатели в Германии, чтобы было меньше проблем по качеству».
Как пояснил представитель Минпрома, все субъекты хозяйствования просят свое правительство создать для них лучшие условия на местном рынке. И понятно, что возможности производителей конечного продукта гораздо выше, чем тех, кто выпускает компоненты. Иными словами, Ростсельмашу воздействовать на правительство России получается эффективнее, чем заводам, которые выпускают компоненты.
Еще только на пути к интеграции
По убеждению первого замминистра, решение таких задач, как единые тарифы на энергоносители в рамках ЕАЭС и снятие административных ограничений в том числе упростили бы путь евразийского интеграционного процесса.
«Не менее важно определиться и с вопросом импортозамещения: пора договориться, что если у нас единый экономический союз, то и под импортозамещением мы, все страны ЕАЭС, будем понимать замещение товаров, входящих в территорию внутри нашей общей таможенной границы», – пояснил Геннадий Свидерский.
При этом первый замминистра признал, что Россия и Беларусь гораздо пглубже интегрированы между собой, чем с Казахстаном.
Например, не раз, по его словам, от России и Беларуси исходила инициатива создания совместных сборочных производств вместе с Казахстаном, на которую последний отвечал отказом. Нужно признать, что сегодня Казахстан гораздо активнее взаимодействует с китайскими партнерами, которые уже инвестировали в экономику страны миллиарды долларов. Например, уже есть договоренность о переносе в Казахстан некоторых китайских производств.
«В связи с этим, если признать, что Союзное государство России и Беларуси является локомотивом ЕАЭС, и если бы то, что нами достигнуто в совместной интеграции и производстве, можно было бы внедрить в рамках ЕАЭС, нас бы это очень устроило», – подчеркнул представитель Минпрома.