Режим боится народных протестов в случае дальнейшего увеличения пенсионного возраста, но хочет кредит от МВФ.
11 апреля 2016 года Лукашенко уже подписал указ о повышении пенсионного возраста. «Начиная с 1 января 2017 г. общеустановленный пенсионный возраст… повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет», — сказано в тексте Указа президента №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».
МВФ отмечает, что сейчас пенсионная система практически полностью сбалансирована благодаря предпринятым за последние годы мерам. Речь идет, среди прочего, и об увеличении минимального трудового стажа для назначения пенсии по старости с 5 до 20 лет. А увеличение пенсионного возраста позволит смягчить негативные демографические тенденции и поддерживать баланс пенсионной системы до конца 2022 года.
Но уже с 2023 года бюджет пенсионной системы ежегодно будет снижаться примерно на 0,15% ВВП. Для предотвращения негативных тенденций эксперты МВФ предлагают провести до 2023 года дополнительные реформы.
Руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин в интервью БДГ подчеркнул, что не считает увеличение пенсионного возраста до 65 лет неизбежностью.
— Нет ничего неизбежного. В 2016 году вновь встала необходимость дотировать Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) из государственного бюджета, причем по старым причинам: в фонде образовался дефицит в результате того, что людей, выходящих на пенсию, достаточно много, а плательщиков, молодежи, сравнительно мало. Было совершенно понятно, что и предыдущее повышение пенсионного возраста проблему не решит. Нужна реформа всей пенсионной системы. Однако руководство страны отложило решение проблемы на год, которая возникла снова.
— Пойдут ли белoрусcкие власти на повышение пенсионного возраста?
— Вряд ли власти пойдут на повышение пенсионного возраста в ближайшие несколько лет, потому что предыдущее повышение произошло в нынешнем году — люди просто не поймут. Думаю, руководство страны побоится политических последствий.
— МВФ советует провести дополнительные реформы до 2023 года, чтобы избежать прогнозируемого дефицита бюджета пенсионной системы. Какие шаги может предпринять белoрусcкое руководство в этом направлении?
— Возможны два варианта: повышение пенсионного возраста и изменение пенсионной системы, разделение ее на обязательную и накопительную часть. Сделать пенсионную систему смешанной: небольшая часть пенсий будет в обязательном порядке выплачиваться государством, вся остальная часть — накопительная. Проблема заключается в том, что власти очень поздно схватились за проведение пенсионной реформы: ее нужно было проводить в начале 2000 годов, когда пенсионная реформа была понятна и рациональна. Теперь мы имеем просто бум выхода людей на пенсию, а денег, как ни крути, больше не становится.
Единственный вариант — выплачивать пенсии за счет бюджета в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Неважно, обязательную или накопительную часть — люди должны получать какую-то пенсию.
Большой резерв таят в себе силовики, которые выходят на пенсию в 45-47 лет: бывшие военные, работники прокуратуры, Следственного комитета — все категории, которых в народе называют силовиками. Если им повысить пенсионный возраст лет на 10, то проблему с недостатком средств на выплату трудовых пенсий можно частично решить.
— Для такого решения тоже нужна политическая воля.
— Мне кажется, что силовики — один из резервов, к которым при необходимости можно прибегнуть. Во-первых, всех сотрудников силовых ведомств нужно разделить как минимум на оперативников и штабных сотрудников, гражданских, и разделить их выход на пенсию. Если для оперативников, которые рискуют жизнью, возможно, и оправдан выход на пенсию в 40-45 лет, то для людей, занимающихся выдачей справок, бухгалтерской работой, совершенно не оправдан выход на пенсию в те же 45 лет.
Резерв есть. Но нужно пересматривать всю социальную политику — то, чего боится делать власть в принципе.