Коренные изменения социальной политики станут возможны при смене власти.
МВФ советует белорусским властям увеличить пенсионный возраст до 65 лет — для мужчин и женщин. Хотя только 11 апреля 2016 года Лукашенко подписал указ № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».
С 1 января 2017 года предусматривается поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет; аналогичное увеличение (на 3 года за 6 лет) возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет; соразмерное общегражданскому постепенное повышение предельного возраста состояния на военной службе военнослужащих.
Пойдет ли власть на новое повышение пенсионного возраста? На вопросы belprauda.org ответил лидер Белорусского Конгресса демократических профсоюзов (БКДП) Александр Ярошук.
— Увеличение пенсионного возраста до 65 лет — это только пожелание МВФ либо неизбежность в белорусских реалиях?
— МВФ часто представляют в виде некого монстра, сотрудничество с которым ничего хорошего не сулит и к советам которого странам лучше не прислушиваться. Что, конечно же, не так. И в данном случае пожелание МВФ белорусским властям об увеличении к 2023 году пенсионного возраста до 65 лет является неизбежностью, вызванной белорусскими реалиями, главная из которых – проблема демографии.
— Какими последствиями чревато увеличение пенсионного возраста при нынешней продолжительности жизни белорусов?
— Проблема как раз в том и заключается, что принимать решения по увеличению пенсионного возраста властям приходится на фоне невысокой продолжительности жизни граждан страны, особенно мужчин. Но все издержки этого власть должна принять исключительно на свой счет – за двадцать с лишним год она вполне могла поставить и решить задачу существенного повышения качества жизни белорусов, следствием чего могла стать прибавка дополнительных 3-4-х лет к средней продолжительности жизни граждан страны. Именно такое отставание мы имеем сегодня по этому показателю от соседних Польши и Литвы, хотя в начале 90-х имели одинаковый с ними показатель.
— Какие дополнительные реформы могут предпринять белорусские власти для сохранения баланса пенсионной системы после 2023 года, когда прогнозируется ежегодное снижение бюджета пенсионной системы на 0,15% ВВП?
— Речь идет все о том же – необходимо проводить полномасштабную пенсионную реформу, а не сводить все только к повышению возраста выхода на пенсию до 65 лет к 2023 году и к увеличению с 5 до 20 лет стажа, необходимого для получения пенсии. Параллельно с солидарной пенсионной системой безотлагательно следует принимать решения, позволяющие формировать накопительную пенсионную систему для работающих граждан. И самое главное, что уже не раз отмечалось, – пенсионная реформа должна стать органической и неотъемлемой частью коренного реформирования экономики страны, чего власть никак делать не хочет. Поскольку, если не будет осуществляться экономическая либерализация, не будут проводиться экономические реформы, то неконкурентоспособная экономика страны не будет позволять работающим белорусам получать зарплату более 200 – 250 долларов и рассчитывать на получение пенсий более 100 – 150 долларов. А это нищенский уровень доходов, при котором теряет всякий смысл рассуждать о проблемах пенсионной реформы и увеличения пенсионного возраста в стране.
— Что может заставить власть поменять социальную политику государства в корне?
— Чтобы это произошло, власть должна отказаться от популизма. Но белорусская власть является порождением популизма, и отказ от него незамедлительно подпишет ей приговор. Поэтому мы не видим у нынешней власти ни желания, ни способности коренным образом менять свою политику в целом и ее социальную составляющую в частности. Коренные изменения социальной политики станут возможны при смене власти в стране.