Государство не финансирует в должной мере театры, поэтому зачастую в постановках спектаклей помогают люди.
Творческие коллективы в Беларуси стали чаще обращаться к возможностям народного финансирования для создания театральных постановок, заявил директор по развитию краудфандинговой платформы Ulej.by Эдуард Бабарико 23 сентября в Минске на круглом столе, посвященном VI Международному форуму театрального искусства «ТЕАРТ».
«Мы наблюдаем положительную реакцию на рынке, — сказал он. — Так, 2 октября состоится премьера инклюзивного спектакля «Маленький принц», который собрал средства с помощью Ulej.by. Кроме того, сейчас готовятся две постановки, заявки которых будут опубликованы в «Улье» в ближайшее время».
Рост активности по сбору средств на создание театральных постановок Бабарико связал с прецедентом, созданным спектаклем «Опиум» Александра Марченко по пьесе молодого драматурга Виталия Королева, пишет БелаПАН.
Этот спектакль Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» стал первым в стране театральным проектом, успешно профинансированным самими людьми. «Благодаря «Опиуму» рынок будет развиваться», — убежден Бабарико.
По его словам, помимо того что «Опиум» стал пионером в области народного финансирования театрального искусства, он качественно выделился своей маркетинговой кампанией.
«Он позиционировался как самый честный спектакль 2016 года. Второго такого быть не может, поэтому каждый последующий спектакль будет искать уже свою уникальность. Так, постановка «Маленький принц» — это первый инклюзивный спектакль, в котором участвуют люди с ограниченными возможностями. То есть будет создан еще один прецедент», — отметил представитель Ulej.by.
Бабарико подчеркнул, что спектакль должен обладать некой эксклюзивностью для того, чтобы потенциальный зритель проголосовал за него рублем. Такие проекты, сказал он, финансирует «не широкая масса людей», а «искушенные зрители».
Помимо оригинальности самого проекта успешный результат народного финансирования также зависит от «умения обращаться с театральным продуктом как с коммерческим явлением».
«Без эксклюзивного продукта невозможно выйти на рынок, но сам способ выхода на рынок, способ нащупать аудиторию и понять, как до нее донести, как позиционировать себя, это тоже очень важно. Мы говорим о театре не как о социальном, а как о коммерческом явлении. Причина, по которой дело с «Опиумом» шло со скрипом, заключается в том, что театр на данный момент — это скорее социальное явление. Но сейчас идет процесс трансформации, когда мы пытаемся понять, как сделать так, чтобы театр продавался», — заявил Бабарико.